Президент Владимир Путин 19 августа назначил министром образования заместителя начальника управления по общественным проектам Администрации Президента РФ, доктора исторических наук Ольгу Васильеву.
"Приоритетным для меня является учитель, потому что я считаю, что без учителя все остальное невозможно, я сама педагог. Так вот, именно учитель с большой буквы — это от него зависит наше с вами будущее, потому что сегодня дети, завтра — народ. Второе — это осмысление всего того, что было сделано: взять лучшее, что можно взять, и поступательно двигаться вперед. У нас прекрасный опыт не одного поколения и даже не одного столетия", — заявила Ольга Васильева в день назначения.
Позже новый министр также высказывалась о роли ЕГЭ и воспитания в современных школах.
Какие проблемы предстоит решить новому министру образования РФ Ольге Васильевой? Чего ждет общество от реформ системы образования?
Об этом Pravda.Ru рассказал историк, политолог, профессор МГИМО Олег Барабанов.
- Просматривается огромнейший пласт проблем. Применительно к министрам образования: каждый из них делал, в общем-то, достаточно хорошие вещи, но в целом, в общественном мнении закрепилась пословица: "Всегда может быть еще хуже". Филиппов ввел ЕГЭ. Казалось, что хуже не будет. Но за Филипповым пришел Фурсенко, и стало хуже. Казалось, что хуже не может быть. Но пришел Ливанов — и все начали вспоминать Фурсенко добрым словом. Сейчас много радости, патриотическая часть общества понимает, что, возможно, что сейчас есть шанс, что эта поговорка не сработает и новый министр будет лучше старых.
Второй момент: это вал помоев, который был вылит на Васильеву, когда она еще ничего не успела сделать, просто в день ее назначения. На ум приходит фраза: если либералы начинают вопить и стенать, значит, все сделано правильно. Вот это как раз тот случай, когда резко и дружно начали вопить и стенать. Выходит, все сделано правильно. Но, опять же, пока она ничего не сделала.
На что я надеюсь? Поскольку я историк, и Ольга Васильева — историк: она обратит внимание на страшную вещь: на ежегодное сокращение бюджетных мест на специальность "История в вузах". С одной стороны, президент говорил о духовных скрепах, о сакральном Херсонесе... И после Крыма значимость исторической памяти начала играть огромнейшую роль в нашей политике. И в то же время происходит чуть ли не в два-три раза сокращение бюджетных мест на историю. В результате это означает что? Сокращение числа преподавателей в вузах, схлопывание исторического высшего образования — в абсолютном противоречии с политикой президента. Я надеюсь, что министр Васильева расширит набор на исторические специальности.
С ЕГЭ сложнее. Понятно, что отменить его не удастся. Но у ЕГЭ есть один плюс при всех его минусах: он действительно позволяет хорошему выпускнику школы из любого региона России приехать, попробовать себя в абсолютно равной и нейтральной борьбе при поступлении в столичные и петербургские вузы. Вузовский экзамен — отдельный стресс, подготовительные отделения, кто-то больше свой, кто-то меньше свой... ЕГЭ дает больше возможностей, это правда. Но ЕГЭ не должен быть приговором, ЕГЭ нужно позволять сдавать хотя бы два раза.
Первый раз человек сдает ЕГЭ в январе-феврале последнего класса, получает оценку. Если она его не устраивает, он в мае-июне имеет право пересдать. И, соответственно, лучший результат ЕГЭ (не последний, а лучший из двух) несет в вуз. И вторая вещь — в вузе у абитуриентов должен быть выбор: он может принести результат ЕГЭ и его зачтут, или если абитуриент недоволен ЕГЭ, он имеет право сдать экзамен в самом вузе. Систему надо сделать добрее, ЕГЭ не должен становиться барьером между жизнью и прозябанием. Абитуриент должен иметь право выбора: либо ЕГЭ, либо, если он не удовлетворен ЕГЭ, вступительный экзамен в самом вузе. Если Ольга Васильева это сделает, то снимет проблему стрессов, поскольку основная проблема ЕГЭ — это проблема чудовищного стресса.
Еще одна большая тема — это остановить реформу Российской академии наук, слияние академических институтов. Здесь региональные научные центры страдают больше, чем Москва и Питер.
Еще одна важная вещь, чтобы ВАК — Высшая аттестационная комиссия, которая принимает решения о кандидатских и докторских степенях, подчинялась бы не министерству образования, а Российской академии наук. Только тогда будет обеспечен профессиональный контроль и мониторинг.
Вот вещи, на которые, я надеюсь, министр Васильева обратит пристальное внимание.
Читайте также:
Новый министр образования России: Забота об учителях в приоритете
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня