Опрос более тысячи столичных преподавателей, который провел Московский институт открытого образования, показал, что большинство учителей русского языка и литературы признаются, что им тяжело подготовить детей к итоговой аттестации по своему предмету.
По мнению экспертов в области образования, такая картина характерна для всей России. С одной стороны, учителям сложно ориентироваться во множестве форм сочинений и критериев их оценки, а с другой - у большинства современных школьников клиповое, сегментарное мышление и ЕГЭ никак не развивает его, а лишь дает упрощенные варианты работы, пишут "Известия".
В рамках мониторинга 2016 года педагоги рассказали, какие именно профессиональные направления и темы вызывают у них наибольшие трудности. Ответ респонденты могли сформулировать свободно.
Самыми впечатляющими оказались результаты опроса учителей русского языка и литературы. 54% педагогов сказали, что испытывают потребность в дополнительной подготовке, касающейся итогового сочинения и изложения (ГИА). Для сравнения, о потребности в повышении квалификации по таким направлениям, как современная литература, сказали 8% респондентов, а о подготовке обучающихся к олимпиадам по русскому языку и литературе - 6%.
Напомним, что итоговое сочинение было введено в 2014-2015 учебном году, оно проводится в декабре и является допуском к ЕГЭ учеников 11 классов.
По мнению экспертов, изначально в рамках ЕГЭ экзамен по литературе стал более формализованным, а оценка - более объективной. Но отказ от классического сочинения привел к тому, что школьники разучились формировать и выражать свои мысли по темам художественного творчества. Чтобы исправить эту ситуацию, и ввели декабрьские сочинения.
Однако, декабрьское сочинение - это «полуфабрикат». Его объем составляет всего 200 слов и даже не идет в сравнение с классическим сочинением, которое писали выпускники советских школ на шести листах.
"Сочинение - это творческая работа. А мы сейчас готовим детей, по сути, к развернутому ответу на вопрос. Но система образования не справляется даже с такой задачей", - говорит председатель предметной комиссии ГИА по русскому языку, руководитель исполкома "Ассоциации учителей литературы и русского языка" Роман Дощинский.
"Сочинение по русскому языку в рамках ЕГЭ не является сочинением, это шаблон, по которому натаскиваются наши дети, - считает и главный научный сотрудник института системных проектов МГПУ Елена Романичева. И добавляет, что главная задача сочинения - проверить умение ребенка создавать текст.
По ее мнению, затруднения учителя русского языка испытывают потому, что должны подготовить учеников к различным формам сочинения, которые оцениваются по разным критериям. Сейчас дети пишут сочинение в 9-м классе в рамках экзамена по русскому языку (ОГЭ) и сочинение в рамках экзамена по литературе. В 11-м классе - обязательное декабрьское сочинение. И ко всем этим работам различные требования.
"У меня сложилось ощущение, что у большинства школьников нет целостной картины мира, их сознание сегментировано, в голове всё разложено по файлам, как в компьютере. ЕГЭ подстроился под сознание современного ребенка, не двигает его вперед, а лишь дает упрощенные варианты работы", - сказал Роман Дощинский.
Однако эксперты уверены в том, что ситуация с декабрьскими сочинениями не совсем безнадежна, просто требуется время, чтобы педагоги привыкли к этой практике.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня