Российская школа стала худшим аналогом американской

Фото: AP

Реформа российского образования, стартовавшая пять лет назад, в 2010 году, оказалась проваленной и не принесла никаких результатов, считают эксперты аналитического центра при правительстве России.

Большинство регионов пытаются сохранить образовательные учреждения в статусе бюджетных, а не переводить в новый автономный статус, который "дает большую свободу финансово-хозяйственной деятельности и управления", пишут эксперты.

Не смогли регионы разработать и требования к качеству образовательных услуг, введение которых предусматривал закон.

О том, почему реформа образования, начатая в России, не дала никаких результатов, корреспондент Pravda.Ru побеседовал с президентом Всероссийского фонда образования, доктором педагогических наук, профессором, академиком международной академии педагогических наук Сергеем Комковым.

"В течение этих пяти лет многое пытались реформировать. Во-первых, речь идет об изменении системы финансирования образовательных учреждений. Это разделение на федеральные, муниципальные учреждения, государственные, негосударственные — знаменитый 84-й закон, по поводу которого много копий было в свое время сломано. То есть, речь идет о казенных, бюджетных, внебюджетных учреждениях", - сказал Pravda.Ru Сергей Комков.

Опыт показал, что уровень финансирования системы образования в целом снизился в 2,5 раза, а по некоторым регионам в три и более раз. Естественно, при таком снижении финансирования образования ничего хорошего ожидать не приходится: в образование необходимо вкладываться, это важнейшая социальная сфера, от которой зависит фактически будущее страны, а у нас идет снижение уровня финансирования образования, рассказал эксперт Pravda.Ru.

"У нас стали реформировать развивающую деятельность, при этом вывели ее за рамки школы. Были созданы отдельные развивающие центры, которые теперь финансируются муниципальными органами власти. А ведь подчас в муниципальных бюджетах дырка от бублика, а это значит, что и финансировать развивающие центры муниципальные власти не в состоянии. Постепенно финансирование развивающих центров из местного бюджета вовсе прекратилось", — сообщил Pravda.Ru Сергей Комков.

И это стало причиной огромной диспропорции между обучением и развитием школьников, воспитанием и развитием, чего ни в коем случае нельзя было допускать. Таким образом цепочка "обучение, воспитание, развитие" за период проведения реформы окончательно разорвалась.

"Реформаторы заявили, что школу необходимо полностью деидеологизировать. Поэтому из школы вывели все воспитательные, идеологические структуры. Если помните, в советский период была пионерская организация, октябрятские, комсомольские организации. А деидеологизировав школу, мы ничего не предложили ей взамен. И школа вообще перестала заниматься воспитанием. У нее осталась только функция обучения, на которую и без того осталось совсем немного денег", — рассказал Сергей Комков корреспонденту Правды.Ру.

Другая проблема, которая только усугубилась за эти годы, - это больная тема ЕГЭ. И чем дальше, тем глубже загоняет это в тупик нашу систему образования. Потому что вместо организации нормального процесса обучения его подгоняют под итоговую аттестацию. Фактически идет процесс натаскивания, подготовки к итоговой аттестации различных уровней, считает эксперт Pravda.Ru.

"Если сначала это была только итоговая государственная аттестация за курс средней школы, то потом была введена итоговая государственная аттестация за курс 9 класса. Теперь же ввели итоговую государственную аттестацию за начальную школу. А еще сколько промежуточных аттестационных работ вводят! Короче говоря, увлечение этими итоговыми аттестациями привели к тому, что фактически российская школа сегодня все больше походит на американскую. А американская школа сегодня считается одним из худших вариантов системы образования в мире", — сказал в беседе с Pravda.Ru Сергей Комков.

Даст ли реформа когда-нибудь положительные результаты, сказать сложно, считает Сергей Комков. Но в том виде, в каком начали реформу, ее надо немедленно останавливать.

"Надо нам возвращаться к самым лучшим традициям, которые существовали в советской и в российской школе. Нам надо возвращаться к классической фундаментальной системе российского образования, когда ребят обучали так, что они фундаментально изучали основы наук, а не поверхностно, и не готовились ко всякого рода аттестациям. Их не натаскивали на различные тесты для проверочных работ", — заявил Сергей Комков Pravda.Ru.

Кроме того, необходимо опять вводить систему развивающей деятельности в школе. Надо обязательно делать так, чтобы школа стала центром воспитательной работы для школьников, а не выносить этот процесс за пределы школы.

"В школу должна вернуться реальная жизнь! Школьный аттестат не случайно назывался аттестатом зрелости, а сегодня школа у нас превратилась в комбинат бытовых услуг всего лишь по натаскиванию, по изучению определенных наборов предметов", - сказал в беседе с корреспондентом Pravda.Ru Сергей Комков.