Откровенно рассказать обо всем, что волнует пассажиров смог в своей книге "Говорит командир корабля. Вопросы, ответ и наблюдения опытного пилота" американец Патрик Смит, долгое время работавший в гражданской авиации. Смит на протяжении десяти лет вел популярный блог об авиапутешествиях "Спроси у пилота".
На вопрос «Чего больше всего боятся пилоты?» он ответил так: «Обычно летчики боятся того, что не могут контролировать. Мы не столько опасаемся допустить фатальную ошибку, сколько стать жертвой чужой оплошности или оказаться в неподвластной нам ситуации. Если бы я составлял рейтинг, то прежде всего назвал бы пожар от литиевых батарей, столкновения с птицами, в результате которых повреждается несколько двигателей, выход из строя важнейших механических устройств и столкновение самолетов на земле.
"Выход из строя важнейших механических устройств" - это обобщенный термин для ситуаций вроде утраты управления полетом (потеря управления рулем направления, рулем высоты или элероном), самопроизвольного включения реверсивного устройства и прочие мрачные сценарии, при которых лайнер становится неуправляемым. Что касается возгораний батарей, то с мощными литиевыми аккумуляторами - как литий-ионными, так и литий-полимерными (используемыми во многих ноутбуках и других устройствах) - нередко происходит то, что называется тепловым разгоном аккумулятора. Это цепная химическая реакция, в результате которой они резко и бесконтрольно перегреваются. В результате возможен не только небольшой пожар в пассажирском салоне, где его можно быстро ликвидировать при помощи огнетушителя, но и сильное, хотя и незаметное возгорание в багажном отсеке.
К сожалению, испытания показали, что системы пожаротушения на основе хладона, используемые в грузовых отсеках гражданских самолетов, неспособны справиться с подобными пожарами. Начиная с 1990-х годов FAA зафиксировало более 70 катастроф, произошедших из-за пожаров, спровоцированных литиевыми батареями.
Два наиболее известных случая - это трагическое крушение Boeing 747 компании UPS неподалеку от Дубая в 2010 году и чуть не ставший фатальным пожар на борту DC-8 компании UPS в Филадельфии в 2006 году. Считается, что оба возгорания произошли из-за находившихся на борту крупных партий литиевых батарей. В 2013 году все полеты Boeing 787 были приостановлены после ряда возгораний литиевых батарей в отсеках электронного оборудования.
Напомним, что Международная организация гражданской авиации (ИКАО) с 1 апреля 2016 года введет запрет на перевозку литий-ионных аккумуляторов для телефонов, ноутбуков, фотоаппаратов и прочей электроники в качестве груза на пассажирских воздушных судах. "Однако всегда остается вероятность того, что какое-то их количество попадет на борт", - пишет Патрик Смит.
Как рассказывают многие пилоты, нередко их тянет взремнуть прямо на рабочем месте. Почти половина из них признаются, что непроизвольно засыпали во время полета. Более того, треть из них рассказали, что, проснувшись, обнаруживали своего напарника также спящим.
Такие данные получили исследователи во время опросов пилотов гражданской авиации.
Три из пяти летчиков из Швеции, Норвегии и Дании сознались, что делали ошибки из-за усталости, в то время как среди немецких авиаторов этим грешили четыре из пяти человек. Однако исследователи считают, что и эта цифра занижена, так как многие пилоты просто не решились объявить о своем состоянии из страха получить дисциплинарное взыскание или оказаться в немилости у начальства.
Опрос показал, что усталость - это «общее, опасное и недостаточно освещаемое явление» среди европейских летчиков. Ночные полеты, неудобные расписания, долгие часы, проведенные в режиме ожидания, - все это способствует накапливанию усталости. В таком состоянии пилоты не могут быстро реагировать в потенциально опасных ситуациях, что повышает риск аварий.
Исследование было проведено всего через несколько недель после того, как Европейское агентство безопасности авиации озвучило предложения по изменениям в правилах, касающихся продолжительности работы и отдыха для летчиков. Они предлагают разрешить пилотам коммерческих рейсов проводить за штурвалом до 11 часов, а всего период времени без сна может составлять до 22 часов.
Случается, что пилоты садятся за штурмвал не очень трезвыми. Как рассказывала Правда.Ру, пилоты и стюардессы латвийской компании AirBaltic, задержанные за то, что употребили алкоголь перед вылетом, получили реальные сроки по решению норвежского суда.
Прокурор Камилла Соренсен уверена, что приговоры станут сдерживающим фактором для других безответственных пилотов и отмечает, что употребление алкоголя перед вылетом членами экипажа создает угрозу для жизни пассажиров.
О том, что пилоты были пьяны, власти узнали из анонимного звонка незадолго до того, как самолет со 160 пассажирами должен был вылететь из Осло на Крит.
Кстати, несколько рел назад журнал Reader's Digest предложил 17 пилотам авиакомпаний США ответить на вопрос: "О чем вы не рассказываете пассажирам?". Некоторые из респондентов предпочли остаться инкогнито по вполне понятным причинам.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня