Исследования показали, что из-за роста обеспокоенности экономической ситуацией в стране россияне начали снижать траты.
Потребительское поведение россиян изучали аналитики агентства Initiative на основе данных ADV Brand Heat Index.
Как пишет газета "Известия", первая волна беспокойства из-за кризиса пришла в конце января - в феврале. Тогда обеспокоенность положением в экономике высказали 41% опрошенных. Летом таких стало 25%. Очередной рост обеспокоенности начался в августе и составил 36%.
В последнем квартале года число россиян, которые снизили траты на детские товары, выросло до 40%, по сравнению с первым кварталом. На бензине экономят 30% респондентов, на сотовой связи - 24%, на Интернете - 15%, на недвижимости - 11% опрошенных. При этом россияне стали активнее покупать бытовую технику.
Остается группа расходов, которая сохранилась на прежнем уровне. Так, 31% респондентов не экономит на одежде и обуви, 25% - на запчастях к автомобилям, 19% - на мебели. В конце года 50% опрошенных не начали экономить на еде, 40% - на хозтоварах, 33% - на лекарствах, 45% - на досуге и 15% - на отдыхе,
Руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников пояснил, что экономия расходов россиян связана с сокращением реальных денежных доходов населения по сравнению с 2014 годом, которое в годовом выражении составит около 10%.
"Третий месяц подряд идет ухудшение ситуации с потребительским спросом. Меняется качество потребления, люди начинают экономить, пересматривать свои приоритеты в покупках. Например, если в сентябре падение торгового оборота в рознице было больше 10% по данным в годовом выражении, в октябре - больше 11%, то, по предварительным оценкам, на ноябрь падение уже более 13%", - сказал Масленников.
Он отметил, что люди стараются быть более экономными, откладывать крупные покупки на следующие временные периоды, когда ситуация стабилизируется.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня.