Вадим Горшенин: "У премии Нобеля по литературе не литературное лицо"

Фото: AP

Всё, что угодно, имеет свой период роста, расцвета, пика развития и последующей деградации. То же самое в полной мере касается и Нобелевской премии.

Казалось, ниже опуститься после вручения Нобелевской премии мира Обаме, позже разрушившего хрупкий мир на Ближнем Востоке и породившем большую волну беженцев оттуда в Европу и из Украины в Россию, нельзя.

И все бы ладно: члены Нобелевского комитета - тоже люди, и тоже подкупаются. А премия мира - самая политическая из всех существующих номинаций.

Но вот дошли до литературы, Нобелевскую премию в области которой многие получили вполне заслуженно: и Маркес, и Бёлль, и Неруда, и Шолохов, и Сартр, и Стейнбек с Камю...

В 1970-м, конечно, присуждали ее Солженицыну, который, на мой взгляд, не создал ничего достойного, кроме хорошего, но не выдающегося рассказа "Бодался теленок с дубом". И это был вполне политический выбор.

Сегодняшнее известие о присуждении премии Алексиевич меня, например, "подкосило". Не из-за того, что она русофобка. Ну, ограниченный человек культурно и с общечеловеческой точки зрения, что ж с того? Эта ж тема в конъюнктурном тренде, почему б и нет: писать русофобские тексты на русском языке - что может быть красноречивее для описания творческого пути?

Не из-за того, что это - классический перестроечный перевертыш. В конце концов, мы знаем много сегодняшних ярых антикоммунистов, которые когда-то преподавали историю марксизма-ленинизма. Алексиевич как раз из таких: работали в "Припятской правде", "Маяке коммунизма".

Дело в том, что самая известная ее книга - "У войны не женское лицо" - является обычным журналистским произведением. Хорошим, добротным, но вполне себе спекулятивным. И оно в любом случае рядом не стояло рядом с произведениями тех авторов, что я перечислил чуть выше.

Зато появилось в год проведения апрельского пленума ЦК КПСС, на котором Горбачев объявил о гласности. Алексиевич сделала это одной из первых не без влияния Виталия Коротича, думаю.

Кстати, чуть позже, году в 1988-м в хранящихся правдинских гранках того времени читал я того Коротича, точнее - то, что писал он для "Правды". Мне показывали их старые правдисты из серии того, что было "зарезано" - вспомнишь, оторопь берет от люзоблюдства будущего редактора перестроечного "Огонька" перед Константином Черненко.

Так вот, если с присуждением этой премии Солженицыну еще как-то можно было спорить - вон он сколько томов своих "колес" накатал, да и русский новояз пытался придумывать, то с премией Алексиевич - откровенное - ха! С этой точки зрения и какой-нибудь Шендерович - еще тот Камю! Предыдущие лауреаты этой премии плачут горючими слезами в своих гробах.

Понятно, что этим награждением пытались уколоть не нас - Лукашенко. Понятно, что оно является поддержкой белорусской политической оппозиции, которую подпитывают точно также, как ранее - ливийскую, египетскую, украинскую, сирийскую и т.д. Но ведь могли б поискать кого поприличнее, а не давать ее бывшей конъюнктурной журналистке коммунистической прессы, перекрасившейся в антикоммунистку, не русофобке, пишущей на русском. Уж больно карикатурный персонаж для ориентиров в мировой литературе.

Но дали - и дали. Эта премия говорит только о компетентности нынешнего состава Нобелевского комитета. Сочувствую Нобелю, чье имя начинают теперь склонять с проституирующими на литературном творчестве особами...

Читайте последние новости Правда.Ру на сегодня