В российских вузах, по признанию некоторых ученых и педагогов, выступивших в прессе, пока нет четкого понимания, как развивать высшее и специальное профессиональное образование. В колледжах и вузах и отменяют "немодные специальности", где есть недобор студентов. Юристов-экономистов-социологов перепроизводство, а рабочих, трактористов, инженеров, кассиров, оленеводов не хватает. Когда ситуация на рынке труда наконец-то выравняется и какие причины привели к тому, что в секторе материального производства почти некому работать Pravda.Ru рассказал доктор педагогических наук, профессор, член общественной палаты по образованию в городе Москве Яков Туровский.
- Кто вообще в России это определяет и есть ли в этой сфере какие-то изменения к более логичному подходу к производству необходимых стране квалифицированных кадров?
- Было когда-то такое стихотворение, я его точно не помню, но его все знали, общий смысл в том, что "коротка у стула ножка, подпилю ее немножко, подпил, выяснилось, что коротка у стула ножка, подпилю ее немножко". Конечно, в результате, стула не стало.
Там, где нет стратегии, где нет продуманного планирования, где нет системного анализа проблемы, там мы везде будем натыкаться на дисбаланс.
Мы же сами наплодили лишних специалистов, с избытком. Теперь мы заявляем, что их слишком много.
В частности, позакрывали профтехучилища и пединституты. Отсутствие этой стратегии приводит к тому, что мы все время бросаемся слева направо, маятниковое у нас движение.
Сегодня надо остановиться и продумать, спрогнозировать будущее и посмотреть, какие есть сейчас запросы, насколько времени нужно и сколько требуется этих токарей и инженеров. Нужна статистика, нужны серьезные анализы этих проблем, мы же не дома у себя на кухне, это же государственное управление.
Отсутствие стратегии, отсутствие точного счетного плана в России удивительно - ведь когда-то именно Советский союз научил мир планировать. А сами не научились...
- Кто должен в России заниматься этим планированием сейчас, расскажите читателям Pravda.Ru?
- У нас, в конечном итоге, Минфин эти моменты определяет. Это ведомство распределяет средства, может отказаться выделять финансирование другим министерствам.
Нужны службы, которые занимались бы анализом, готовили бы доклады, концепции, между которыми шла бы конкуренция. И чтобы общество привлекалось и участвовало в обсуждении этих проблем.
Кроме того, надо понимать различие регионов. Ведь у нас одна область в Сибири больше Франции, понимаете? А в Москве не всегда отдают себе отчет в масштабе наших территорий.
Надо сказать, что те институты, которые сейчас закрывает Минздрав, до этого получили официальные разрешения - и кто за это должен ответить?
К сожалению, все делается волюнтаристски, непродуманно, не системно, как будто мы все время находимся в ситуации пожара. Например, с врачами происходят странные вещи, рассказывают, что врачу, для которого нет места, предлагают работать санитаркой. Куда это годится? И дело не только в самом враче, но и в том, что на его образование до этого государство затратило большие деньги, миллионы - а теперь ими, получается, просто разбрасываются.
Пединституты не готовят учителей. Учитель - это кто? Это не тот, который знает, а который может учить, а его этому не учат. В этом все дело.
Хотя у нас наработано огромное количество материалов, проведены эксперименты, есть вся база.
Но приходит один начальник, он начинает с нуля, приходит другой начальник, начинает с нуля. Придумали слово - "команда", как будто у нас не государство, а феодализм. Каждый под себя подбирает своих подчиненных, а они должны служить не ему, а государству.
Почему в Англии, например, со сменой любого руководителя, аппарат остается тот же самый? Потому что они знают свое дело, их не надо снова натаскивать. Почему в Японии все чиновники взаимозаменяемы, а у нас они командуют как хотят? Потому что у нас нет этой системы, нет традиции, стабильности и ответственности.
Ушел, забыл, не спросили, назначили другого. Поэтому, когда вы говорите о том, что у нас не хватает нужны специалистов, в этом нет ничего удивительно. Там, где нет прогноза и анализа - там одни разговоры. Хватит разговаривать, надо управлять, наконец. И отвечать за управление.
Беда то и состоит в этом, что решения принимаются кулуарно, потом кулуарно их отменяют, общество не участвует в обсуждении проблем.
Читайте также: Анатолий Савин: Как Россия ставила ядерный щит
Лесная промышленность Тюменской области переживает второе рождение
Когда в товарищах согласье есть
Выбор: "Калашников" или суверенная экономика
Читайте последние новости на сегодня, 23 октября 2014 года.