Беженцы из Украины часто ставят российские власти и местных жителей в тупик своими непомерными требованиями. Не порождает ли правительство здесь скрытое недовольство? На этот вопрос Pravda. Ru ответил председатель ДВИЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.
— Участились случаи, когда беженцы из Украины выдвигают требования, которые не соответствуют статусу беженца, например предоставить квартиру, работу на 40 тысяч и так далее. Так не ведут себя люди, выбравшиеся из-под огня. Не будет ли это проблемой впоследствии? Не порождает ли правительство здесь скрытое недовольство?
— Скрытое недовольство есть прямое следствие неправильной стратегии действий работы с беженцами. Правительство в этом смысле порождает проблему. Потому что именно активно порождает, потому что отсутствуют стратегии и план действий по отношению к беженцам. Даже если обсуждать требования по квартире или жилью, то если мы возьмем нашу российскую глубинку — ту же Костромскую губернию, Тверскую губернию, там же лес стоит — целыми деревнями с заколоченными окнами — прекрасные пятистенные избы, где и жилья есть и так далее.
Другое дело, что отправлять просто туда людей — это неправильно, нужно им помогать там, на месте, с какими-то подъемными, обустройством, созданием исходного пункта, может быть — сельхозинвентарем, но в принципе в стране огромное количество уже пустующего либо возможного для быстрой достройки жилья, что уже можно к зиме раздавать людям жилье. Только другое дело, понятно, что это жилье будет не около ГУМа и Кремля. А это жилье будет в глубинке. Проблемы никакой нет.
— Насколько эта помощь обременительна для бюджета? Эти средства урезаются из социальных программ россиян?
Помощь все равно будет, вопрос поэтому не в ее обременительности, а в ее эффективности. Это первый момент. Второй момент — наоборот, надо показать, что ситуация с беженцами используется для резкого повышения эффективности жилищного комплекса и реализации новой индустриализации. Потому что логика правительства, прошу прощения, дебильная. Потому что говорят, а где мы возьмем жилье? Местные обидятся. Прекрасно, так вы для местных больше стройте жилья. А где мы возьмем рабочие места? Так дорогие, Путин три года уже про новую индустриализацию говорит, поэтому нужно просто создавать рабочие места. Если вы индустриализацию проводите, у вас должна быть дикая нехватка, соответственно, рабочих рук. Поэтому вопрос беженцев нельзя отрезать от общих вопросов экономической модели внутри страны и кризиса управления в стране, где не могут своим ничего сделать. И чужим вместе со своими. А отсюда понятна логика — будут натравливать местное население на беженцев, говоря о том, что они — сволочи, иждивенцы, и вообще они — хохлы. Но вообще — это безумие. Это антигосударственная деятельность.
— Нет ли здесь злоупотреблений со стороны переходящих границу, а то и злого умысла?
— Все зависит от того, как выстроена работа с беженцами, потому что необходимо устраивать точную сортировку людей с точки зрения, на что они готовы, на что претендуют. И в рамках статуса беженца должно быть 3-4 варианта — от временного размещения. Я уж не говорю там про детей и женщин, которые недееспособны, инвалидов и так далее, от временного размещения, скажем, на два месяца тех людей, которые собираются натурализоваться и получить российское гражданство, устраивать соответственно по специальной схеме — как получение гражданства быстрое, так и возможность расселения с учетом имеющихся мест жилья. А это место есть — в Костроме, пожалуйста, стройте. То есть правительство вместо того, чтобы сказать, классно, мы можем заселить Костромскую губернию, где нет людей, давайте, поезжайте, мы вам поможем и спасем и Россию, и Костромскую губернию, и беженцев. Вместо этого правительство начинает нагнетать через средства массовой информации, публикуя письма всяких офицеров МЧС и так далее, начинает нагнетать жлобские настроения, что типа Крым обокрал россиян, а теперь еще беженцы обкрадывают. Поэтому лучше бы их там застрелили, снарядами всех побило, и они нас бы не объедали. Но это — жлобство, и это крайне опасно с точки зрения стабильности в стране.
— Как здесь отделить истинных беженцев от проходимцев?
— А как? Очень просто отделять. Просто говорится, Россия предлагает 17 территорий вселения. Например, в Костромской губернии 3 района, в Кировской губернии 2 района, на Алтае 1 район — и так далее. Вот, пожалуйста, кто хочет — записывайтесь. Вам даем то, то, то. Кто не хочет, соответственно, расселяться в эти территории вселения. Значит, он хочет, соответственно, что-то другое — Москву. Прекрасно — в Москву сам приезжай, ищи жилье и так далее. Если человек хочет возвращаться обратно — прекрасно, в чем у тебя проблема? В том-то, том-то? Прекрасно, тебе надо месяц пересидеть. Вот тебе возможность в палатке или если похолоднее — туда. Вот просто должны быть нормальные опции. Опции должны быть. То есть проблема не в беженцах, а в неготовности правительства к созидательным усилиям.
— Как ставить таких людей на место? Например предлагать обращаться им в Суд по правам человека в Страсбурге на Киев по инстанциям. У кого все сгорело, тот не станет отказываться.
— Не надо никого ставить на место. Надо четко давать выбор. Если человек, например, говорит, я в Костромскую вашу вшивую губернию не поеду, потому что это далеко от Москвы, а я хочу поселиться прямо в ГУМе, чтобы там черешневый лес, Боско, там, вместе с этим замечательным олигархом быть в одном здании ГУМа, хочу поселиться. Ему говорят, мы очень вам рады, но такой опции у нас нет, понимаете? Или: "Звоните олигарху, и с ним договаривайтесь!"
— Работают ли правоохранительные органы?
— Правоохранительные органы, с точки зрения, соответственно, фильтрации в какой-то степени работают. Но это практически невозможно. Потому как ничего невозможно выяснить и сейчас сделать, поэтому надо решать основной вопрос — какие опции и стратегии расселения и натурализации предложить людям. Этих стратегий не выработано. А почему не выработано — вот это — самый важный момент. Еще раз повторю, не выработаны потому, что они по отношению к российским гражданам не выработаны, потому что этим никто не занимается. И поэтому проблема-то не в беженцах, а в кризисе управления.
Читайте также:
В России находится около 60 тыс. беженцев с юго-востока Украины
Сколько продлится война на Украине?
Российские ПВР приняли почти 52 тысячи беженцев из Украины
Читайте последние новости о беженцах с Украины на сегодня, 21 августа 2014 года