В нашумевшем деле о попытке захвата активистами Greenpeace морской буровой платформы "Приразломная", на которой ведет нефтедобычу "Газпром", выяснились новые интересные подробности, пишет "Общая газета". Как сообщил информированный источник в правоохранительных органах, к подготовке и осуществлению акции причастен скандально известный депутат Государственной думы от ЛДПР Максим Шингаркин.
По странному совпадению, во время захвата "Приразломной" сам Шингаркин находился неподалеку — на заседании Постоянного комитета парламентариев Арктического региона в Мурманске. Пограничному управлению ФСБ по Мурманской области удалось перехватить телефонные переговоры, в которых некто с голосом, очень похожим на Шингаркина, обсуждал конкретные детали операции по захвату "Приразломной" с неким "Иваном", предположительно — Иваном Блоковым, главой Greenpeace в России. По мнению источников, Шингаркин приехал в Мурманскую область именно для координации действий по захвату "Приразломной".
Напомним, что в сентябре прошлого года голландское судно с экологическими активистами Arctic Sunrise подошло к "Приразломной", после чего на платформу пытались проникнуть Марко Вебер и Сини Саарела — граждане Швейцарии и Финляндии. В результате судно и команда были задержаны. Активисты мотивировали свои действия стремлением спасти Арктику. Первоначально их действия были расценены как "пиратство", но позже были переквалифицированы в "хулиганство". Президент РФ Владимир Путин заявил, что члены экипажа Arctic Sunrise нарушили "все нормы международного права". Позднее на судне были обнаружены морфин и маковая соломка. Также Следственный комитет заявил, что часть изъятого оборудования имеет двойное назначение и может использоваться не только в экологических целях. В декабре члены экипажа Arctic Sunrise были амнистированы в связи с 20-летием Конституции РФ.
Хотя большая часть экипажа Arctic Sunrise состояла из иностранцев, координатором и идейным вдохновителем акции был российский парламентарий Максим Шингаркин, позиционирующий себя в качестве "депутата-эколога". Впервые о нем заговорили в начале 2000-ых, когда используя специальные знания, приобретенные за 10 лет службы в 12-ом Главном Управлении Министерства обороны РФ (ядерно-техническое обеспечение и безопасность), он развернул экологическую деятельность, больше похожую на сотрудничество с иностранными разведками. В 2002 году он со съемочной группой проник в секретное хранилище ядерных отходов под Красноярском. Позднее он устроил настоящую экскурсию для западных "корреспондентов" по ядерным секретным объектам Урала. Показал, как преодолеть систему охраны города Первоуральска, где расположено крупнейшее в России предприятие по обогащению урана. Шингаркин также сообщил СМИ, что "знает способ проникнуть в особо охраняемое производство оружейного плутония в закрытом городе Железногорске" через вентиляционные шахты. Подобные знания стоят весьма дорого и, вероятно, прибыль от "экологической деятельности" Шингаркин пустил на покупку депутатского мандата.
Уже в статусе парламентария Шингаркин стал известен своим странным и подчас неадекватным поведением. Так, в августе 2012 года он отказался проходить досмотр в аэропорту "Шереметьево" (меры безопасности были усилены после прошлогоднего теракта в "Домодедово") и избил двух охранников. Этот скандальный инцидент уже чуть было не стоил Шингаркину мандата — его соратники-однопартийцы заявили о готовности потребовать от своего коллеги добровольно покинуть парламент. Кроме того, депутат неоднократно заявлял, что давно является "иностранным агентом" и не только не видит в этом ничего предосудительного, но, напротив, даже гордится своим многолетним статусом. В последние годы он колесил по Московской области, подстрекая местное население к проведению массовых акций подобно тем, что устраивались сторонниками Химкинского леса. На этих митингах Шингаркина не раз видели в обществе сторонников Алексея Навального и Евгении Чириковой.
При этом среди настоящих экологов Шингаркин имеет дурную репутацию. Например, когда жители Прихоперья выразили протест против разработки медно-никелевых месторождений и строительства горно-обогатительных комбинатов в этом регионе, на парламентарий вскоре прибыл на место событий, чтобы, по собственным словам, "разобраться в ситуации". Однако местные жители быстро поняли, что благородная инициатива Шингаркина — есть не что иное, как попытка развалить протест по заказу крупной горно-металлургической компании, планы которой по разработке месторождений в итоге так и остались в силе. В 2008 году Шингаркин пытался предложить подобное "посредничество" Свердловской области, когда Первоуральске и Ревде, где граждане выступили против вредных производств (той же самой горно-металлургической компании), но жители попросили его "возвращаться, откуда приехал".
Возможно, в связи с текущим осложнением отношений России и Запада, знание Шингаркиным принципов охраны российских ядерных объектов снова вырастет в цене и вслед за "Приразломной" нас ждут захваты комбината "Маяк" или хранилища ядерных отходов под предлогом заботы об окружающей среде. Если, конечно, руководство Госдумы и избиратели ЛДПР не решат, что с них подобного "экологического активизма" хватит.