Социолог: Государство должно организовать серьезную, умную контрпропаганду в противовес соцсетям

Директор Института социальных технологий Владимир Соколов рассказал "Правде.Ру", как государство должно реагировать на возросшую роль соцсетей.

- Как известно, политические преобразования, произошедшие в арабском мире в 2012 году окрестили "революциями "Фейсбука". Госдепартамент США поощряет сетевую активность в тех странах, куда готовит экспансию, даже не особо скрывая это, а "Фейсбук" стал основным средством коммуникации оппозиции. Что делать тем странам(которые атакуются в сети), действительно, соцсети играют роль в переворотах, революциях, это угроза или это надуманно?

— Я думаю, во многом надуманная вещь, потому что я занимаюсь проблемами, связанными с настроениями народа и как они формируются в первую очередь, и каковы побудительные силы людей, что их побуждает выходить на улицу и так далее. Так вот, я хочу сказать, что это несколько надуманная вещь.

Сети играют роль, во-первых, далеко не первичную, а, во-вторых, для определенной весьма незначительной части населения, тех, которые пользуются этими сетями. Все-таки и молодые люди далеко тоже не все ходят в соцсети. Главное, что побуждает людей выйти на улицу и не просто выйти, но и участвовать в самых разных акциях протеста, это, конечно, их внутреннее состояние, вызванное не тем, что они смотрят — сетями, а в основном их отношением к власти.

Не с точки зрения легитимности того, как говорят, легитимная власть или она экономически ведет к разорению, это тоже имеет значение, но прежде всего людей волнует справедливость власти. Насколько власть справедлива по отношению ко всем слоям общества, и это чувствуется очень четко, и это возрастает беспрерывно. Вот это отношение, оценка населением справедливости власти: она для себя только делает, или только для определенного слоя людей, богатых, олигархов или какого-то клана, или она власть для большинства.

Достаточно вспомнить хотя бы события, связанные с Каддафи и его трагичной судьбой. Вы знаете, что Ливия была наиболее богатой страной, самой богатой страной северной Африки, Ливия была в этом отношении достаточно благополучной, во всех отношениях. Причем молодежь Ливии не сидела как-то особенно активно в сетях, это подтверждено, протест был связан с религией и так далее, но революция свершилась. Свершилась, потому что народ устал от почти 30-летия несправедливой власти Каддаффи и его родственников. Поэтому тут надо сказать, что сети роль играют, роль эта будет возрастать, но нельзя отдать главенствующую роль.

— А что делать властям атакуемых государств: обращать внимания на активность в соцсетях — тем более, что в фейсбуке за оппозицией проще следить, — или же перекрывать "Фейсбуку" и "Твиттеру" "кислород", чтобы эти площадки не становились рассадником крамолы?

— Нет, я думаю, речь должна идти лишь о контрпропаганде: серьезной, умной, хорошей, которая должна действительно вестись на уровне государства, прежде всего, и общественных организаций. Если в сети возбуждают какое-то действо, то ведь наверняка находятся в обществе слои, которые против этого действия, но их надо организовать. Пассивность, беспомощность, невнимание к этому, оно, действительно, ведет к тому, что негативную определенную роль эти сети оказывают, вне всякого сомнения, когда особенно призывают к негативным вещам. Читайте также:

Герман Клименко: Социальные сети резко упрощают общение революционеров

Эдуард Лимонов: Сетевые "прихлебатели" намеренно себя преувеличивают

"Свалить режим 140 символами невозможно"

Все материалы по теме читайте здесь.