Руководитель проекта LiveInternet Герман Клименко рассказал "Правде.Ру", какую на самом деле роль социальные сети играют в революциях.
— Политические преобразования, произошедшие в арабском мире в 2012 году, окрестили "революциями фейсбука". Госдепартамент США поощряет сетевую активность в тех странах, куда готовит экспансию, даже не особо скрывая это, а фейсбук стал основным средством коммуникации оппозиции.
Что делать властям атакуемых государств: не обращать внимания на активность в соцсетях или же перекрывать "Фейсбуку" и "Твиттеру" "кислород"?
— Мне кажется, что надо помнить, что в первую очередь это только технология. Технологии революцию все-таки не делают. Они, может быть, делают все более удобным, более доступным, в плане распространения информации, но все-таки для того, чтобы народ вышел на улицы, в первую очередь, должны быть соответствующие условия в стране. Если вспомнить Россию 1993 года, тысячи людей выходили на улицы без всяких твиттеров, когда была история с Белым домом.
Мне все-таки кажется, что делать из социальных сетей революционного демона не стоит, но при этом, безусловно, следует понимать, что социальные сети, конечно же, сам процесс общения резко упрощают. Это как телефон и почта в одно и то же время. Мы же научились жить с телефонией, значит, нам придется научиться жить с социальными сетями. Безусловно, их можно закрыть, но мне это не представляется рациональным, потому что, с точки зрения самих людей, коммуникации в целом — достаточно удобное решение.
— У "Фейсбука" довольно жесткая политика — он фильтрует ленту, предлагает друзей, навязывает отдельные публикации — как это можно оценить в свете "фейсбучных революций"?
— Никак, это коммерческая история, где владельцы ресурсов, которые, в первую очередь, озабочены тем, чтобы мы были как можно более вовлечены в "Фейсбук", и как можно меньше уходили.
Вы когда-нибудь читали о том, что телеканал заботится о том, чтобы мы как можно больше проводили времени перед телевизором? У них это называется программируемая сетка. У нас это называет структура показа текста. Они что-то меняют, смотрят на результат, то есть не уверен, что это вопрос каких-то злых умыслов или каких-то далеко идущих планов на создание революционной обстановки.
Я думаю, что это чисто коммерческая история, направленная именно на то, чтобы пользователи все дольше и дольше сидели в социальных сетях, но в этом смысле нет принципиальной разницы между телевидением, радио и Цукербергом. Все они стремятся и борются за одно — за внимание потребителя
Читайте также: Facebook наводнит ленты пользователей новостными ссылками
Два пользователя Facebook обвинили сеть в сканировании личной переписки
Британским пользователям Twitter объяснят, о чем нельзя писать