Член клуба "Что? Где? Когда?", кандидат физико-математических наук, заместитель директора по науке опытного химико-металлургического завода ГИРЕДМЕТА Александр Бялко рассказал "Правде.Ру", могли ли быть следы взрывчатки на пальцах Ксении Собчак в аэропорту Майами.
— Есть ли что-то общее у кокаина (наркотических веществ) и взрывчатых веществ? Можно ли их перепутать в момент задержания, к примеру?
Могу пояснить с технической точки зрения. В Америке в основном ловят наркоманов и представителей наркобизнеса, а не террористов. Это совершенно разные вещества, но дело в том, что чувствительные детекторы настроены, как правило, на несколько сотен веществ, которые либо опасны, либо запрещены к перевозке. И поэтому детекторы очень часто срабатывают не на "ту тему", а именно: на взрывчатые, ядовитые и прочие вещества, но в том числе ловятся и те, кто занимается перевозкой наркотиков. Наркобизнес и терроризм — это совершенно не пересекающиеся моменты, поэтому тут, я думаю, ничего такого быть не может.
Профессор Лопатников сравнивает химические формулы кокаина и тринитротолуола (TNT) и считает, что "Современные приборы, реагирующие на взрывчатку, реагируют на соотношение углерода, азота и кислорода плюс наличие ароматики. В результате, кокаин и ТNТ плохо различимы…". Что вы думаете?
- Я как раз работаю в фирме, которая занимается такими приборами. Могу сказать совершенно точно: подавляющее большинство всех взрывчатых веществ, которые сейчас используются, содержат нитратные группы. Это нитраты. И в основном на них настроены эти приборы (детекторы), которые и определяют, есть взрывчатые вещества или нет. Причем определяют малейшие количества: это или испарения взрывчатки, или кто-то потерся об нее, пока передавал кому-то, и так далее. То есть это микроскопические количества веществ, которые содержат группы азот-кислорода, которые дают взрыв при освобождении кислорода.
В формуле кокаина что-то похожее есть. Но приборы-детекторы настроены на сотни самых разных веществ.
Например, приборы, которые проходят через нашу фирму, даже самые простенькие, настроены на 200 видов разных веществ. Тринитротолуол (TNT) уже сто лет, как создан, и, наверное, ни один специалист не будет его использовать для каких-то нехороших действий. Есть вещества более сильные современные и менее заметные, и на них тоже настраиваются эти приборы.
Кроме того, в самолетах нельзя перевозить ядовитые вещества, некоторые наркотические вещества, которыми можно усыпить или парализовать весь самолет. Это можно сделать с помощью тех же производных кокаина. Мы знаем, что кокаин — наркотик, но не все знаем, что кокаин — это практически все современные обезболивающие вещества. Все новокаины, ледокаины — это химически преобразованный кокаин в более доступной форме, не вызывающей привыкания.
Поэтому могло сработать (прим. — в ситуации с Ксений Собчак), если она, например, делала какое-то обезболивание, и у нее на руках, например, был ледокаин. А американские специалисты не так глубоко разбирались и сразу ее попросили пройти для разбирательства. Могло быть и так.
Может быть что-то подобное было в веществах, которые используются в спа- процедурах? Частички каких-то веществ после них?
- Нет, это медицинские процедуры, то есть это какое-то обезболивание. Например, чтобы обезболить лечение зуба, нужны огромные дозы ледокаина. И потом детектор покажет на обезболивание, что это кокаин.
Такой прибор, например, на пирожок с маком дает реакцию, что это опиум. Потому что морфин, опиум и героин производятся из мака. Если человек, который никогда не употреблял наркотиком, съест несколько маковых рулетов и сдаст кровь на тест морфина, то ему скажут, что он употреблял морфий. Данный факт много раз проверялся совершенно независимыми людьми, и священниками, которые в жизни не знали подобного, им давали съесть маковые рулеты, и результат был вот такой.