К сожалению, все расследования катастроф заканчиваются тем, что виновными назначают именно тех пилотов, которые погибли, и это во всех тех авиакатастрофах, которые были у нас в стране — считает первый заместитель председателя президиума коллегии адвокатов Людмила Айвар, об этом она рассказала "Правде.Ру".
— Пока причина аварии не установлена, естественно, никто обвинен не будет. Естественно, если причина аварии будет связана с какими-то техническими критериями, то виновными будут те, кто обеспечивал техническую безопасность самолета. Если будет установлено, что топливо было некачественное, в связи с этим произошла авария, крушение самолета, то будут привлечены к ответственности те люди, которые должны контролировать качество топлива. Но, к сожалению, все расследования катастроф заканчиваются тем, что виновными назначают именно тех пилотов, которые погибли, и это во всех тех авиакатастрофах, которые были у нас в стране.
Так было и в авиакатастрофе, когда погибла команда хоккейная, так было в авиакатастрофе под Пермью, я не буду перечислять, потому что это было во всех катастрофах, которые были в России, а их было достаточно много, потому что мы занимаем первое место по количеству авиакатастроф. Всегда МАК устанавливал вину пилотов, то есть человеческий фактор. На самом же деле, я считаю, что это не совсем так. Во всяком случае, если установят виновными других лиц, не пилотов, то тогда будет наступать другая ответственность, совершенно другие нормы права вступят в действия, и нужно будет констатировать, что мы не надлежащим способом используем самолеты.
Ведь мы летаем, фактически, на авиационном хламе. Вот этот самолет, который разбился, эксплуатировался с 92 года, он эксплуатировался больше 20 лет, получается, в то время, как в Советской Союзе, самолеты эксплуатировались не больше 15 лет-17 лет. Еще, я хотела бы сказать, то, что мы принимали участие и представляли интересы жены и матери пилота в трагедии с хоккейной командой. И жена пилота, она сама имела непосредственное отношение к авиации, она рассказывала, со слов мужа, как они заправляли самолет топливом. За наличные деньги не учтенный керосин -это значит разбодяженный керосин. А запчасти, которые вытачивались в соседних гаражах, они их покупали с рук. Ведь все это связано с авиационной безопасностью, и никто в этом не разбирается. Как правило, назначают виновных лиц, и как практика показывает, нет человека — нет проблемы, это еще сталинское выражение, и оно работает в нашей стране. Это по всем делам об авиакатастрофах.
Еще по возмещению вреда. Всем родственникам погибших пассажиров выплатят по 2 миллиона рублей, плюс погребальные, в случае, если у кого-то размер утраты был больше, нежели 2 миллиона, то в обычном порядке обращаться в страховую компанию, если страховая компания откажет в возмещении дополнительного вреда, то уже в судебном порядке взыскивать. Но опять же, как показывает практика, нам удается взыскать только моральный вред с авиакомпании, и потерю кормильца. Но, тем не менее, моральный вред авиакомпания обязана будет, если не добровольно, то в судебном порядке должна будет выплатить.
— Получается, что авиакомпаниям выгоднее выплатить компенсации родственникам погибших, чем постоянно вкладывать в безопасность авиаперелетов?
— Абсолютно с вашими рассуждениями согласна. Более того, эти 2 миллиона выплачиваются только совсем недавно. Как мы помним, чуть более года назад у нас был изменен закон. И то, только с учетом того, что были процессы по авиакатастрофам, и я, например, считаю, что это наш вклад в изменение закона, потому что мы очень активную позицию заняли. Доказали, что нельзя дифференцировать погибшего оттого является ли он иностранным гражданином, летел он на воздушной перевозке международной, или внутрироссийской, нельзя устанавливать стоимость жизни человека в зависимости оттого, куда он летел. У нас и так, на сегодняшний день, стоимость жизни человека настолько занижена, что в Америке платят 2-3 миллиона долларов, а у нас платят 2-3 миллиона рублей. Конечно, можно сказать, что у нас другая экономическая ситуация, но извините, у нас и другие запасы ресурсов, в Америке нет таких.
И что касается вложения в безопасность в сравнении с выплатой потерпевшим. Смотрите, самолет боинг примерно на 60 миллионов долларов был застрахован. То есть, авиакомпания, при гибели самолета получает 60 миллионов долларов, при этом страховая компания выплачивает по 2 миллиона рублей за погибшего. Сколько страховая компания получает за страховую деятельность, это, конечно, не соразмерено, это мизерные, крошечные деньги, которые выплачиваются пассажирам, когда они гибнут. А если вкладывать в безопасность, то это требует новых воздушных судов, это требует пересмотра полностью системы безопасности, в том числе топлива, в том числе запчастей, в том числе взлетно-посадочных полос, в том числе обучение и квалификация пилотов, и так далее. Это колоссальные деньги. Здесь можно сравнить с железнодорожными проблемами. Вот Сапсан, который запустили в Нижний Новгород, в Санкт-Петербург, за гибель человека от поезда, государство платит порядка 300 000 рублей, и то, только тем, кто предъявляет иск в суд, а для того, чтобы построить один безопасный переход, над или под железнодорожным полотном, необходимо порядка 5-7 миллионов долларов, поэтому, конечно. Гораздо дешевле выплатить родственникам погибшего и все, и забыть.
Читатйте все публикации по этой теме
А вы, читатели, что об этом думаете? Что стало причиной трагедии и стоит ли надеяться на объективное расследование случившегося? Поделитесь своим мнением в комментариях.