Директор канцелярии Российского Императорского дома Александр Закатов рассказал "Правде.Ру" о том, почему Октябрьская революция пошла по самому радикальному пути и как это повлияло на современную Россию.
"Октябрьские события стали переворотом в рамках общей революции, начавшейся в феврале, так же, как во время французской революции якобинский переворот, когда к власти пришли французские большевики того времени. Это событие не именуется отдельной революцией, просто, когда режим установился, ему хотелось особое значение моменту прихода к власти. И они объявили это днем Великой Октябрьской социалистической революцией.
В своих первых работах сразу после захвата власти Ленин, Сталин и их сподвижники называли это тоже переворотом. Только потом утвердилось название "Великая революция".
Приход к власти большевиков очень многое изменил в жизни нашей страны. Революция пошла по самому радикальному, самому страшному пути. Многое изменилось и в судьбах мира. Коммунистический режим стремился к мировой революции и оказывал влияние на подобные силы во всех странах мира по мере усиления коммунизма в России, а потом в Советском Союзе. В других странах тоже образовались коммунистические и прокоммунистические режимы.
Читайте статью:День, без которого немыслима наша страна
Но вся эта система рухнула, потому что она была тоталитарной, то есть основывалась на подавлении не просто отдельных элементов свободы, а тотальном подавлении человеческой личности. И главным ее изъяном было резко отрицательное, агрессивное отношение к вере в Бога в любом ее проявлении, разрушались моральные принципы. И даже если какое-то время эти силы удерживали режим, народ в определённых границах, то мотивация ослабевала все больше и больше. Как только эта власть ослабела, мы стали пожинать плоды разрушения основ веры, нравственности и всего остального.
И террористическая практика этого режима была страшной и беспрецедентной. Безусловно, все режимы прибегали к насилию, конечно, были жертвы, в том числе и невинные, и при монархии, и при республике, и при самых разных формах правления, но никогда население не уничтожалось в таких масштабах. Генофонду нации это нанесло страшный и непоправимый ущерб. В конце 20-го века на территории Российской империи по самым скромным подсчетам должно было проживать не менее 450 миллионов человек. А на территории Советского союза, который примерно в границах совпадал с территорией Российской империи, проживало 280 миллионов. Вопрос: куда исчезли 170 миллионов? Это погибшие и их не родившиеся дети, жертвы террора, гражданской войны, коллективизации. Это и жертвы Великой отечественной войны.
Но даже за вычетом всего перечисленного поражают масштабы истребления своего собственного народа. Такой режим не мог не рухнуть, когда стало ясно, что коммунизм в марксистском исполнении — это утопия. Общество "от каждого по способностям — каждому по потребностям" построить не удалось, и земной рай без Бога превращается в ад.
Мы пришли к закономерному итогу в 80-е — начало 90-х гг, с огромными потерями. И сейчас проходим то, что могли пройти спокойно и постепенно, повторяя ошибки, от которых другие страны давно выработали иммунитет. Но была сделана очень мощная прививка против безбожия: очень многие втайне верили. Россия, по сравнению с остальным миром, который не пережил господство коммунистического режима, в духовном плане оказалась в выигрышном положении. Раны закалили российскую цивилизацию, изуродовали, но убить не смогли.
Читайте комментарии других экспертов:
Историк назвал закономерной негативную оценку революции 1917 года
Мнение: Октябрьская революция стала для нас второй ступенью в бездну
Эксперт: Октябрьская революция показала Западу новые пути развития
Эксперт: Революция 1917-го радикально изменила весь мир
Сегодня Россия — пример возрождения веры. Есть много проблем, но нужно смотреть с оптимизмом в будущее и ценить то хорошее, что было в советский период. Хорошее не зависело от режима: люди любили свою Родину, защищали ее, был огромный энтузиазм. К сожалению, много энтузиазма ушло вхолостую, коммунизм построить было невозможно. Но мы должны учесть положительный опыт советского периода и дальше искать выходы в синтезе с традицией нашей тысячелетней истории.
Мы должны перестать метаться между 17-м годом и 91-м годами, между февралем и октябрем 17-го, оглянуться на всю нашу историю: что было за 1000 лет с лишним до революции, что происходило в течение 70 лет после революции, что происходит сейчас в новой России за 20 с небольшим лет…. И в синтезе всех этих традиций и возрождения самого лучшего мы вновь сделаем нашу страну великой".