Заместитель председателя Комитета по образованию Государственной думы Олег Смолин в интервью "Правде.Ру" прокомментировал ситуацию со школьными учебниками.
Кто пишет учебники для школьников? Кто их проверяет?
— Процедура грифования учебников, то есть их допуска в школу, выглядит так: заключение о научном содержании дает Академия наук, далее Российская академия образования дает заключение об их методической подготовленности. Тем не менее, нареканий в адрес учебников довольно много.
Я большинства учебников в глаза не видел, но однажды я участвовал в заседании, в парламентских слушаниях Совета Федерации и там, соответственно, бывший министр, бывший член совета федерации Александр Петрович Починок держал в руках учебник по истории очень известного издательства.
Он прочитал мне в этом учебнике примерно следующее: "в 1941 году, на советско-германском фронте, общая численность фашистских войск составляла 6,5 миллиона человек" и на соседней странице: "на советско-германском фронте в том же году численность сухопутных войск Германии составляла 7,5 миллиона человек". То есть всего 6,5, а сухопутных из них — 7,5.
Я думаю, что это как раз связанно с тем, что издательство великое, автор великий и рецензенты, наверное, просто не читали, а подмахнули положительное заключение на этот учебник. Самое главное дальше: министерство образования и науки издало приказ №1047, который меняет процедуру грифования учебников, причем, меняет таким образом, что в ближайший год дополнительные затраты региональных бюджетов и родителей составят примерно 17 миллионов рублей.
Под красивой идеей улучшения качества и сокращения числа учебников, фактически, по мнению независимых экспертов, предпринимается попытка монополизации учебного книгоиздания, всего того же издательства, которое выпустило тот самый учебник по истории. Поэтому учебное книгоиздание нуждается в реформировании, но не в том, которое нам предлагает министерство образования и науки. Мы предлагали со своей стороны целый ряд идей, которые должны были сократить количество учебников и поднять их качество, но, как часто бывает, исполнительная власть идет административно-бюрократическим, а не содержательным путем.
Есть ли нарекания к каким-то уже используемым учебникам?
— Я не очень много читал современных учебников, но насколько понимаю, не всегда учебники имеют собственное лицо, и их можно отличить от других. На мой взгляд, есть недостаточно продуманные педагогические эксперименты в современном учебном книгоиздании, которые вызывают вопросы у родителей, у журналистов. Могу привести пример, правда не из учебника. Как-то меня пригласили в телекомпанию вместе с известным научным руководителем известного вуза, чтобы, извините, достать левое ухо правой рукой, мы достали, но оказалось, что ребенок должен доставать другим способом, а тот способ, каким мы достали, считается показателем недостаточного интеллекта.
Я считаю, что в мое время, а сейчас, может, особенно учебники переусложнены по форме изложения. Когда-то Гете говорил, что есть четыре уровня усвоения материала: первый уровень — просто и плохо, второй уровень — плохо и сложно, третий уровень — хорошо и сложно, а четвертый уровень — хорошо и просто. Вот вузовский учебник можно выдавать на третьем уровне, а школьный только на четвертом.
Я думаю, если бы наши учебники были написаны более простым языком, то это бы значительно повысило качество образования наших детей. Но, справедливости ради, я должен сказать, российские законы написаны гораздо хуже, чем российские учебники, и не случайно Михаил Абызов говорит, нужно переводить законы на понятный гражданам язык.
Читайте также: Новый учебник истории России сегодня покажут президенту
Дорогие друзья, читайте сегодня в "Правде.Ру" большой материал о школьных учебниках. По этой же теме в 17:00 в прямом эфире выскажется заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, доктор педагогических наук, доцент, профессор, учитель высшей категории Александр Прокофьев.