Кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России новейшего времени ИАИ РГГУ Любовь Можаева поделилась с "Правдой.Ру" воспоминаниями о комсомоле, отмечающем сегодня 95-летие.
Какие у вас остались воспоминания? Как вы оцениваете эту организацию? Помимо бюрократических моментов, было ли что-то доброе в ней?
— Что касается самого комсомола, как организации, во-первых, комсомол был создан, как организация самодеятельная, то есть она была создана снизу, при поддержке большевиков, конечно, при поддержке сверху, при определенных желаниях и направлениях сверху, сделать из этой организации боевой резерв и помощник партии. До середины 20-х годов можно говорить о том, что комсомол был организацией самодеятельной. Кстати, в современных условиях и в пост-перестроечное время были организации, которые входили в партию, наши молодежные.
Вот все-таки комсомол был отдельный, и когда думали над его названием, ведь были социалистические союзы молодежи, вот 17-й год, это все половодье социалистических союзов рабочей молодежи, были рабочие, были не совсем рабочие, были смешанные, но они были социалистические. Потом определенная часть большевиков, в разных, кстати, городах, одержимая коммунистической идеей, конечно, стремилась к тому, чтобы эти организации приняли коммунистическую направленность.
16-летний молодой мальчишка Оскар Рывкин, который был первым председателем ЦК РКСМ, первого съезда комсомола вместе с другими ребятами пришли к Ленину и говорят: вот мы думаем над названием и, кстати, Ленин тогда сказал: "дело не в названии, дело — в деле".
И ребята, конечно, работали, то есть это была самодеятельная организация. К сожалению, с течением времени, на протяжении всей этой длительной истории, комсомол, конечно, стал очень такой партийной организацией, и это сказалось негативно. Но было время, когда комсомольцы считали, что комсомол должен быть, что в Советах надо создавать комсомольские секции, то есть комсомольцы широко мыслили себя, на всех участках они хотели работать.
И действительно, на первых порах деятельности, да и, в общем-то, достаточно долго, комсомол играл мобилизующую роль. Но мне кажется, что это было связано не только с самой организацией, с партией, это было связано со всеми ценностными ориентациями нашей жизни, той вот советской жизни. И вот в чем сейчас проблема — в ценностных ориентациях. Сейчас на что ориентироваться? Подо что строить молодежные организации?
Была перестройка, были первые постперестроечные времена, когда была попытка как-то выстроить молодежную политику. А что такое политика, политика направлена на что-то, и она решает вопрос как. Вот сейчас, мне кажется, с этим очень большая проблема, поэтому сейчас и не удается снизу построить эту организацию.
Комсомольцы строили БАМ, метро, отправлялись на целину. Что еще можете сказать хорошего о деятельности организации?
— Было очень много хорошего. Но я бы не стала говорить, что БАМ строили комсомольцы, в том числе. Понимаете, БАМ строил весь народ и далеко еще, знаете, до того времени, когда это стало шуметь. До военного времени. Это история такое широкомасштабная.
Комсомольские, допустим, строительные отряды, ведь это движение тоже не только комсомольское, хотя организованную часть на себя брал комсомол. Были отделы, центры специальные, которые занимались стройотрядовским движением. Во всех комсомольских организациях, все было структурировано. Но это не значит, что там были только комсомольцы, вообще, доля комсомола, даже в 70-е годы, немного превышала 50 процентов от всей молодежи. Но, тем не менее, была достаточно солидная организация, и она определяла, может быть морально, политически, идеологически, конечно, то, что произошло со второй половиной приблизительно 20-х годов связано с жесткой идеализацией комсомола, она стала организацией идеологической.
Можно долго рассуждать хорошо или плохо, но без идеологии, как мы сейчас видим, в общем, жить-то нельзя, и обществу в целом, и молодежи в том числе. Иначе начинаются всякие шатания, вплоть до радикальных применений собственной энергии, другая идеология, или другие идеи. Поэтому речь о том, есть идеология, и какая он. Да, была коммунистическая, и она была подавляющая. Тут можно говорить о плюсах этой идеологии, можно говорить о минусах, идеологией, как одной идеологии.
Но в тоже время, я хочу сказать, что комсомол, как организация он прошел весь трагический путь, весь советский период, вместе со всей страной. И он пережил очень тяжелые репрессии. Например, Саша Косырев секретарь ЦК ВЛКСМ — трагическая фигура, но он тоже человек, который, в том числе, принял участие в репрессиях. Это система, любая организация работает в системе. И система во многом влияет и во многом определяет, поэтому комсомол прошел такой же тяжелый путь, как вся наша страна.
И комсомольцы пережили такие же тяжелые страницы, как и вся наша страна, и в том числе и позитивные страницы. Но, между прочим, комсомольские ударные стройки это тоже комсомольские ударные стройки, мне приходилось в годы перестройки бывать на таких стройках, на Колымской ГЭС. Я туда прилетела и увидела, что там действительно население не старше 40 лет. Но она называется комсомольская ударная стройка. Действительно, там молодые ребята, там интересно, там своеобразная такая жизнь. Критиковали очень много. А сейчас что, лучше?
Нет, где у нас Колымская ГЭС? Где она, Колымская ГЭС? И сейчас стоит проблема, как раз, всей Магаданской области снабжение энергией. Так что в любом явлении, это диалектика, можно найти позитив и негатив. Но я считаю, что выбросить комсомол вообще из судьбы, из жизни — нельзя. И от всего наследства отказываться — это все-таки по Марксу, с водой выплеснуть ребенка.
Вы читаете курс История молодежного движения в России. Как его воспринимает аудитория?
— Я не первый год читаю этот курс, последнее годы я читаю в России и в мире, я просто компрактивистски его веду, как мне сказали в бывшем архиве ЦК ВЛКСМа. Ребята с большим интересом слушают. Я, правда, не только комсомол читаю, я читаю и комсомол, и скаутов, и сокольство, и все, все, все. В общем, потоки единые. Другое дело, что идеология выдавливала многие потоки, которые ушли в эмиграцию, а потом уже, в пост-перестроечное время, явились сюда.
Я считаю, что комсомол была мощная организация, очень мощная. И конечно она организовывала, так же как любое дело с минусом, любое дело без минуса не бывает, и поездки комсомола, и агитбригады, понимаете, принимали, я сама с ними ездила и принимали очень хорошо. Так что у меня позитивное мнение о комсомоле.
Дорогие читатели, как, по-вашему, нужна ли единая молодежная организация России? Примите участие в нашем опросе или поделитесь своим мнением в комментариях. Более подробный материал о комсомоле читайте на нашем сайте в ближайшее время.