Своим виденем российской школы через 10 лет с "Правдой.Ру" поделился председатель межрегиональной профсоюзной организации "Учитель" Андрей Демидов.
Какой вам видится российская школа через 10 лет?
— Я думаю, есть два сценария — оптимистичный и пессимистичный. Я, конечно, надеюсь на реализацию оптимистического сценария, и думаю, что в таком виде наша школа через 10 лет превратится в некий локомотив инновационного развития, потому что понятно, что наша экономическая способность к инновациям зависит от того, как мы внедрим соответствующие ценности в наше подрастающее поколение.
Конечно, здесь много уже делается, я имею в виду насыщение наших школ новым оборудованием, которое должны освоить и педагоги, и учащиеся. Я имею в виду интерактивные доски, компьютеры и прочее, но все это не будет полноценно работать до тех пор, пока учитель не будет поставлен на необходимую высоту.
Вы говорите о зарплате?
— Я не только о зарплате, хотя здесь еще есть что поработать и улучшить, потому что мы как профсоюз знаем, что официальные отчеты часто не соответствуют зарплате, которую получают педагоги. Я даже об отношении к педагогу со стороны государства. Мы общаемся с молодыми педагогами много, и на вопрос, что вам хотелось бы в первую очередь, они, конечно, говорят о зарплате и жилье. Однако также говорят и о возможности полноценного профессионального роста, потому что не секрет, что сейчас учитель загружен многими не очень нужными отчетами, много формализма.
Они хотят общаться с себе подобными — с профессионалами, они хотят возможности профессионального роста, они хотят тех же командировок, когда наши педагоги могли бы посмотреть какие-то более продвинутые системы образования и выбрать лучшее. Потому что понятно, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
Вот об этом хотелось бы помечтать, если говорить о 10 годах. Я не думаю, что наши дети будут хуже через 10 лет, как они не хуже сейчас, чем 10 лет назад. Я не склонен вдаваться в некий пессимизм по поводу того, что у нас падает какими-то невиданными темпами культура. Я думаю, что и раньше были дети мотивированные, были дети немотивированные. Может быть, сейчас родителям меньше удается уделять времени, но и педагоги, в общем, хуже не стали.
А что, по-вашему, будет с ЕГЭ?
— Я думаю, что ЕГЭ как обязательный единственный экзамен отойдет в прошлое. Очевидно, последние несколько лет нам показали, что необходимо что-то с этим делать. Думаю, что эволюция пойдет несколькими возможными путями. Например, ЕГЭ останется как выпускной экзамен, который позволяет минимальный уровень показать или достаточный, чтобы выпустить ребенка из школы, а вступительные экзамены, все-таки, как это было в свое время, будут неким дополнением к выпускному.
Может быть, так это удовлетворит и сторонников единого экзамена, и тех, кто сейчас говорит, что единый экзамен снижает качество, уровень выпускников, абитуриентов, которые поступают в вуз. Возможно, будет как-то по-другому это сделано. Есть много идей о том, как модифицировать ЕГЭ, увеличить количество заданий — сделать массу заданий — пусть люди решают, но сами варианты не будут больше отсылаться в конвертах, они будут формироваться непосредственно перед экзаменом методом случайной выборки индивидуально, — вплоть до того, что индивидуально.
Много здесь вариантов. Я думаю, что 10 лет, учитывая наши темпы информационного развития, развития информационных технологий, много еще идей принесут, как адекватно, без вранья, без вот этих самых списываний, обеспечить контроль знаний учащихся. Здесь я оптимист. Я думаю, что технический прогресс нам еще много подарит всяких шансов.
Читайте по теме: