Заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто рассказал "Правде.Ру", какое влияние оказал на столицу российского автопрома Тольятти затяжной кризис и угрожает ли ему судьба американского Детройта.
— Как вы считаете, что именно погубило Детройт? Какие решения властей стали роковыми для крупного автомобильного центра?
— Детройт сгубили две проблемы. Во-первых, его погубили профсоюзы, которые заняли непримиримую позицию и держались ее на протяжении тридцати лет — непримиримую позицию, что богатые должны делиться и все, не учитывая конъюнктуру рынка и так далее. А когда рынок начал валиться, профсоюзы в свое время не пошли на уступки, в результате вынуждены были сокращать рабочие места. Там очень интересная война шла с профсоюзами — это первое.
Во-вторых, городом управляли много лет люди с радикальными левыми взглядами. Они пытались построить такую социальную модель своеобразную — повышали и повышали налоги — на недвижимость, на зарплаты и так далее. В конечном итоге все, кто хорошо зарабатывал, из города начали уезжать. А эти места занимали люди небогатые, которые не очень хотели работать, потому что власти говорят, мы будем брать у богатых побольше и отдавать бедным. В результате бедные оставались, которые не хотели работать, а богатые все из города уехали. На этом он и кончился — профсоюзы плюс неправильная социальная политика.
— Какое влияние на Тольятти оказал затяжной кризис? Угрожает ли Тольятти судьба Детройта, или самые страшные времена?
— Нет, Тольятти судьба Детройта не угрожает хотя бы потому, что в Детройте большая часть населения работала на автопром, а в Тольятти — не так много, 60 тысяч. В миллионном городе это много, но не основная часть населения, во-первых, а во-вторых, все-таки ситуация изменилась значительно, и сейчас стали умные. В общем, пример Детройта показывает, что нельзя идти на такие социальные эксперименты, какие пытались сделать власти Детройта. Российские власти не пойдут на это. Потом, по нашим законам обанкротить город нельзя. По американским — можно.
— А затяжной кризис 90-х оказал влияние?
— Скорее, не 90-е, а 2000-е. Оказал, конечно. Начали специализировать предприятия, они начали более соответствовать современным требованиям. Там были совершенно советские предприятия. Это касается не только АвтоВАЗа, там и Тольятти-Азота. И других предприятий. Конечно, изменилась.
Наладилась какая-то социальная сфера в городе, стало сокращаться число производственных рабочих — они уже не нужны в таком количестве. Не нужен завод, где работает 130 тысяч человек. Сейчас то же самое, а то и больше, могут делать 60 тысяч человек. Неэффективная была советская система.
— А предпринимаемые сейчас правительственные меры эффективны?
— Вполне. Во всяком случае, никто не создает сейчас серьезных социальных потребностей.
Более подробный материал о сравнении Тольятти и Детройта читайте на нашем сайте в полдень, а вечером на видеоканале "Правда.Ру" смотрите интервью с экспертами в прямом эфире.