Заведующий кафедрой "Прикладная политология" Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов в интервью "Правде.Ру" прокомментировал отказ Главного военного следственного управления СКР в возбуждении уголовного дела в отношении экс-министра Анатолия Сердюкова.
Можно ли считать такое решение СКР фактическим окончанием дела?
— Я бы не стал сегодняшнее решение рассматривать как развал дела Сердюкова или его окончание, потому что по этой истории привлекалась масса других людей. Сердюков, как известно, не был обвиняемым, но была обвиняема его гражданская жена, и это следственное дело продолжается. Дело настолько шумное и громкое, что если по нему совсем никто не понесет наказания, то это будет серьезным вызовом, даже пощечиной не только судебной, но и политической системе.
Есть мнение, что следственные органы затягивают процесс?
— И все-таки, когда мы говорим про такие сложные дела, не стоит вдаваться в крайности. У нас обычно мыслят: вот схватили, давайте сажайте, а лучше вешайте его, а то у нас никакой борьбы с коррупцией нет. Но если мы говорим о строительстве правового государства, то нужно соблюдать процедуры. Не случайно Путин, говоря о деле Сердюкова, ему задавали много вопросов, подчеркивал, что все-таки у нас не 1937 год и у нас нет системы, когда собирался "тройка" и выписывался смертный приговор.
Поэтому дело громкое, шумное, резонансное, и это значит, что по процедуре оно должно идти достаточно долго и будет масса моментов, связанных со следственной процедурой. И то что сегодня отказали, многие может быть воспримут эмоционально как точку в этом деле. Но, думаю, это далеко не так. Еще раз повторю, там ведутся другие уголовные дела, в рамках которых делопроизводство не заканчивалось, и ближайшие к Сердюкову родственники и знакомые тоже привлекались, и все-таки, думаю, по ним дела будут доведены до конца.
Как следует рассматривать этот эпизод?
— То есть в данной ситуации речь идет просто о решении по персоне Сердюкова, но не о завершении следственных процедур в целом по махинациям в рамках Министерства обороны. Там уголовные дела продолжаются, и уже столько было предъявлено общественности и чемоданов деньгами, и мешков украшений. В данном случае это важно, что там целая серия уголовных дел.
И не стоит воспринимать отказ от возбуждения уголовного дела по мебельной истории как окончание следственной процедуры по махинациям в рамках Министерства обороны. Вот эти махинации конечно весьма важны с точки зрения общества. Просто надо понимать, что следственные процедуры идут довольно долго, но только один этот эпизод не означает, что в целом все дела будут развалены, потому что, я считаю, что в нынешней ситуации это просто невозможно.