Ректор Бауманки: Надо учитывать все, чем жил абитуриент в школьные годы

Возможно, со следующего года при поступлении в вузы к результатам ЕГЭ будет прилагаться пртфолио абитуриента. Об этом в понедельник сказал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на встрече с ректорами ведущих вузов страны.

Означает ли это, что показатель ЕГЭ отойдет на второй план, и для чего нужно портфолио "Правде.Ру" пояснил ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э.Баумана Анатолий Александров.

Эту проблему надо разделить на две части. Во-первых, взять и отменить ЕГЭ никто не может, это будет катастрофа. Нельзя, чтобы был вакуум. Мы очень непросто шли к системе ЕГЭ, и до сих пор ее трудно воспринимаем. Но мы сегодня установили такую систему аттестации ребят, и она работает. Мы говорим о том, что эта система нас не удовлетворяет, но это не значит, что надо все порубить в капусту.

О чем идет речь сегодня. Мы видим явные преимущества ЕГЭ по сравнению с предыдущей системой оценки знаний: дети сдают экзамен один раз, а не два раза, школьники из дальних регионов могут поступать в лучшие вузы страны и т. д.

Но ЕГЭ заформализован, дети перестали читать, не могут написать о себе несколько слов в резюме. К ЕГЭ обязательно должны быть добавлены дополнительные методы и способы оценки.

Надо обязательно учитывать средний балл аттестата. Что сейчас происходит — бросают учиться совсем. Учат один — два предмета, которые будут сдавать в институте, выходят из школы полуграмотные и идут к нам на студенческую скамью. Учитывая средний балл, мы оцениваем общекультурный уровень молодого человека или девушки, которые к нам приходят, это очень важно.

Мы уже лет 5-8 говорим, что надо обязательно учитывать все, чем молодой человек жил предыдущие годы. Его как личность характеризуют все успехи в обществе, если он профессионально занимается пением, музыкой или сочинительством, даже если он поступает в инженерный университет. Для нас это важное свидетельство развитой личности.

Если у него большие серьезные успехи в спорте, у нас очень много серьезных спортсменов, которые великолепно учатся. Человек талантливый в чем-то одном, талантлив и во многом другом, учитывать эти вещи нужно обязательно.

Еще обязательно нужно посмотреть на вариант собеседования в необходимых случаях, и это тоже важно, потому что нам не формального абитуриента надо принимать. Если речь идет об особых специальностях, связанных с высокими технологиями, с особым построением мыслительного процесса, не каждый подойдет, и не каждый сможет стать хорошим специалистом. В этом случае в дополнение к обязательным вариантам стоит подключить элементы собеседования.

Нужно обязательно учитывать успехи в олимпиадах, это показывает бойцовский характер абитуриента, его подготовленность, жажду знаний и стремление достичь серьезного результата. Это и есть слагаемые неформальной характеристики личности.