Эксперт: Необходимо исключить запугивание должников банками

В четверг стало известно, что Минэкономразвития разработало ряд поправок, призванных защитить должников от заемщиков. "Правда.Ру" обратилась за эксклюзивным комментарием к президенту Ассоциации региональных банков России, зампредседателя комитета ГД по финансовому рынку Анатолию Аксакову.

Взаимоотношения между кредиторами и заемщиками надо урегулировать. Мы сейчас принимаем закон о кредитовании, это первый шаг. Он должен решить вопрос отношений до получения кредита и в период получения и обслуживания кредита. Но есть взаимоотношения, когда заемщик не выполняет свои обязательства. Здесь вступает в действие либо коллектор, либо соответствующая служба банка.

Очевидно, что там не всегда цивилизованно действуют, поэтому надо принимать закон, который бы определил, что такое излишняя настойчивость? Звонки в неурочное время, давление на родственников, на бабушку, на маму, форму иногда надевают — приходит вроде как в полицейской одежде, и сразу у человека все опускается, "за мной пришли". Есть и масса других способов запугивания — это все надо исключить.

Необходимо описать и установить определенные цивилизованные правила взаимоотношений на тот период, когда заемщик по тем или иным причинам не возвращает кредит. Естественно, если эти правила не соблюдаются, то за это должно быть наказание.

— Как быть заемщику, если он потерял работу, например, его сократили?

Уже принят в первом чтении закон о банкротстве физического лица. Сейчас он дорабатывается и в этом году точно будет принят. По этому закону для тех, кто лишился работы, стал меньше получать и не может возвращать кредит, на пять лет реставрируется долг, и далее в течении 5 лет он может рассчитаться. В этом плане мы тоже уже движемся, законодательно урегулируем.

Необходимо принять еще один закон, и тогда будет весь комплекс, вся система законов, касающихся взаимоотношений заемщика и кредитора. Это закон о финансовом омбудсмене, который будет принимать решения в защиту заемщика. Если кредит до определенной величины (сейчас предлагается делать кредиты до 100 тысяч) и если заемщик действительно прав, то омбудсмен может принять решение, которое является обязательным для банков. Не надо никаких судебных процедур, тут по мировой практике. Тогда у нас будет вся система законов.

Таким образом, первый этап — закон о потребительском кредите. Он определяет отношения до получения кредита, во время получения и во время обслуживания. Второй этап, когда заемщик не возвращает деньги по разным причинам. Это взаимоотношения с коллекторами, со службами банков, которые взыскивают долг разными путями. И это тоже надо включить в правовое пространство. Третий — финансовый омбудсмен, который должен защищать в случае, если банк действуют неправильно, не по закону.

И последняя стадия — банкротство физического лица. Когда заемщик действительно не может вернуть долг, надо дать ему шанс, чтобы он в течение определенного периода выполнил свои обязательства. Но заемщик должен доказать в суде, что он неплатежеспособен, что реально потерял зарплату и так далее. То есть это не всепрощение.