В апреле в Москве из-за нехватки противогололедных материалов (ПГМ) произошло два массовых ДТП. Разбитыми оказались более 30 машин и два троллейбуса. Не обошлось без жертв. Один человек погиб, трое серьезно пострадали.
Сотрудники МЧС и ГИБДД сообщили, что причиной обеих страшных аварий стал гололед, возникший из-за перепада дневных и ночных температур. Тем временем в департаменте ЖКХ Москвы отметили, что из-за аномально-снежной зимы запасы реагентов закончились в столице еще в феврале. По мере необходимости закупались еще ПГМ, но их на все участки Москвы не хватало.
По данным Гидрометеобюро Москвы и Московской области за зиму 2012-2013 годов в Москве выпало максимальное количество снега за всю историю метеонаблюдений с 1879 года — 329 см снега при норме за сезон 152 см.
Очевидно, что реагенты — это не та статья расходов, на которой следует экономить. Бесконечные споры вокруг вредного воздействия ПГМ явно не приведут к снижению числа ДТП. Противогололедным материалам быть. Главное выбрать среди них наиболее оптимальные с точки зрения эффективности и экологической безопасности.
Всем предъявляемым требованиям отвечают многокомпонентные реагенты, применяемые последние несколько лет в Москве. Они состоят из хлоридов кальция, калия, натрия, формиатов и мраморной крошки. Такие ПГМ получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, Росприроднадзора, департамента природопользования и других инстанций.
Используемые противогололедные материалы также соответствуют новому регламенту зимней уборки дорог, который свел к минимуму содержание тяжелых металлов в реагентах, ужесточил требования к коррозионной активности, плавящей способности и вязкости ПГМ.
"Эти реагенты мы сыплем третью зиму, одни и те же. Реагенты, которые прошли все экспертизы. Есть федеральная технология, которая утверждена на федеральном уровне. Можно сказать, что впервые в Москве третий год работает такая технология, по которой идет обработку тротуаров, проезжей части. Говоря о том, что мы их применяем третью зиму подряд, мы видим, что в отличие от предыдущих годов нет засохших деревьев, погибших газонов — этого нет. Они экологически безвредны", — сообщил вице-мэр столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
Последние данные Мосмониторинга и пробы почв позволили также удостовериться в дружественном отношении современных реагентов к окружающей среде.
"Если вы купите минеральную воду, то увидите в ее составе все те же элементы: калий, натрий, кальций, хлор. По результатам мониторинга мы сделали важный вывод, что испарения от ПГМ — это все равно, что испарения от минеральной воды. Там нет тяжелых металлов, никакой радиоактивности. Все соли, входящие в ПГМ, не токсичны, и во всем мире доказана правомерность и обоснованность их применения", — рассказала Замглавы Департамента природопользования и охраны окружающей среды Евгения Семутникова.
В департаменте ЖКХ Москвы подчеркнули, что снежная каша, которая образуется на дорогах после обработки реагентом, отправляется на снегоплавные пункты и там очищается. Не только от реагента, но и от уличной грязи, 80 процентов которой — продукты нефтяного происхождения. Вода утекает в коллекторную сеть, а грязь утилизируется. Оставшийся на дорогах и тротуарах реагент весной отмывают спецшампунем.
Таким образом, исходя из минувшей зимы, было принято решение подготовить стратегический запас ПГМ на случай аномальных снегопадов, не увеличивая общую солевую нагрузку на город. Неизрасходованные остатки будут использованы в следующем сезоне.
Власти других регионов также понимая низкую эффективность песко-соляной смеси, переходят на использование современных реагентов. Например, в Екатеринбурге, Казани, Уфе, Челябинске с применением "Бионорда" "Уральского завода противогололедных материалов" число аварий зимой стремительно снижается.