В этом году в школах начнется внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Сначала в экспериментальном порядке, а с 2020 года он будет распространен на все общеобразовательные учебные заведения.
Между тем, в профессиональной среде ФГОС неоднократно подвергался весьма жесткой критике. И на стадии обсуждения проекта, и после утверждения документа.
Большие нарекания, в частности, вызвало значительное сокращение количества часов, отведенных на изучение литературы в страших классах. По новому ФГОС на них отводится 140 академических часов на базовом уровне. Это на треть меньше по сравнению со стандартом 2004 года.
Вопросы вызывает и содержание курса литературы. Из него исчезли произведения Николая Лескова, Александра Куприна, Алексея Толстого. Вместо них включены произведения современных авторов - Людмилы Улицкой, Виктора Пелевина, Асара Эппеля и других.
Кандидат филологических наук, учитель литературы московской гимназии № 1516 Алексей Федоров обращает внимание на то, в стандарте отсутствует содержательный раздел. "В стандарте 2004 года был перечень дидактических единиц, которые обязательны для изучения в школе по всем предметам. Сейчас этого перечня нет. То есть стандарт заявляет требования к образовательным учреждениям, к выпускнику на выходе. А за счет чего эти требования должны быть выполнены, он не определяет. Получается что государство устранилось от проблем содержания образования. И тем самым возникает масса недобросовестных способов эту пустоту содержательно заполнить", - сказал Федоров "Правде.Ру".
"Вопиющим" специалист назвал также соединение в стандарте для старших классов русского языка и литературы в один предмет. "Притом, что он не называется интегрированным курсом, он просто называется как один предмет - "Русский язык и литература". Хотя и в начальной школе эти предметы изучаются отдельно - литературное чтение и русский язык, и в основной школе эти предметы изучаются по отдельности, и социальные науки - литературоведение и лингвистика - имеют разную теоретическую основу", - отметил Алексей Федоров.
"А вот почему-то в старшей школе кто-то нашел возможным предложить нам такой странный симбиоз, не пояснив ничего. И если начнут требовать реального исполнения этого в школе, за счет изменения учебников, за счет перетряски учебных планов, то я боюсь, что мы как минимум один из этих предметов потеряем. Скорей всего, это будет литература", - заключил он.