Певец Шаман имеет полное право на регистрацию товарного знака "Я русский", так как в данном случае идёт отсылка к тексту песни его авторства, рассказал Pravda.Ru адвокат, телеэксперт Александр Бенхин.
"100%, что это можно зарегистрировать. Я думаю, что за ним стоит команда, которая занимается маркетингом и монетизирует его достижения. Имеет полное право", — пояснил он.
Юрист добавил, что артист при желании может зарегистрировать любой бренд, например "Шаман", даже если слово или словосочетание придуманы не им.
"Тем более здесь (во фразе "Я русский" — прим. ред.) идёт отсылка к тексту песни, авторские права которой явно ему принадлежат. И у него куча так называемого мерча. Везде рекламируются эти майки, толстовки и прочие элементы одежды с надписью "Я русский". Здесь можно регистрировать", — добавил собеседник.
По словам Бенхина, после регистрации товарного знака Шаман будет защищён законами "Об авторском праве", "О торговой марке" и так далее. Никто другой уже не сможет использовать фразу "Я русский" в коммерческих целях, подчеркнул адвокат.
Впрочем, есть способ соблюсти законодательство, если немного изменить название, добавил эксперт. Однако этот способ не даёт 100% гарантии, так как в законодательстве существует понятие "степень смешения": если названия слишком похожи, то человека могут обвинить в краже торгового знака, предупредил Бенхин.
"Например, если зарегистрировать "Я новый русский", то это не будет до степени смешения. А если зарегистрировать с одним "с", то это уже явно. Это уже нюансы, в которых юристы дальше разбираются при подаче исков", — пояснил он.
Юрист добавил, что с этической точки зрения ещё можно поспорить, может ли певец, несущий патриотическую повестку, выпускать водку под своим именем.
"Но чисто юридически вообще никаких проблем нет", — подчеркнул он.
12 октября Шаман как индивидуальный предприниматель подал заявку в Роспатент на оформление товарного знака "Я русский", которая является названием самой известной песни артиста. Данные об этом находятся в базе ведомства. Сам певец объяснил такое решение желанием защитить свой бренд от выпуска некачественной продукции.