Музыка издавна играла важную роль в ритуалах древних культур, в том числе тех, что существовали в Мезоамерике. Ацтекские общины, жившие до прихода европейцев, связывали мифологию с жертвоприношениями и церемониями, используя звуки, символизирующие подземный мир.
Одним из таких элементов был "свисток смерти" — уникальный музыкальный инструмент, внешне напоминающий череп. Его пронзительный звук мог служить подготовкой к ритуальным жертвоприношениям и символизировать спуск души в Миктлан, мифический подземный мир.
Уникальная конструкция этого свистка привлекла внимание Сашу Фрюхольца, профессора когнитивной и аффективной нейробиологии из Цюрихского университета и его команда создали 3D-модели древних артефактов, хранящихся в Этнологическом музее Берлина.
Анализ показал, что внутри свистка расположены две звуковые камеры, которые создают воздушную турбулентность. Это делает звук инструмента пронзительным и пугающим.
Звуковые записи как оригинальных свистков, так и их современных копий подтвердили, что эти звуки воспринимаются как особенно леденящие. Люди, услышавшие свист, отмечали его сходство с человеческим криком или визгом животного.
По словам Фрюхольца, этот эффект отражает традицию воспроизводить естественные звуки с помощью музыкальных инструментов, что усиливало ритуальное значение.
Эффект звука проверяли с помощью нейровизуализации. Звуки свистка активировали в мозге области, отвечающие за эмоции, вызывая сильные реакции. Однако наблюдалась и активность в зонах, отвечающих за символическое восприятие, что говорит о двойственной природе этих звуков.
Исследование подтверждает, что эмоциональное воздействие музыки — универсальный феномен, объединяющий современные и древние культуры. Ацтеки явно осознавали силу звука для создания атмосферы страха и таинственности.