В храме египетского бога Хнума в городе Исна открыты прежде неизвестные мифологические сюжеты. Находки относятся к птолемеевскому, или эллинистическому, периоду. Заново открытое более 200 лет назад святилище должно быть полностью восстановлено в рамках проекта египетско-германского сотрудничества.
С египетской стороны реставрационными работами, которые продолжаются с 2018 года, руководят Хишам Эль-Лейти (Hisham El-Leithy) из Центра документации Министерства туризма и древностей, с немецкой стороны — профессор-египтолог Кристиан Ляйтц (Christian Leitz) из института древних культур Ближнего Востока в Тюбингенском университете.
Местное население на протяжении последних 1 800 лет использовало вестибюль храма как место для разведения огня. В результате изначально красочные украшения стен и колонн почернели от сажи и копоти.
За последние шесть лет команда египетские реставраторы под руководством Ахмеда Эмама (Ahmed Emam) восстановила прежние цвета всего потолка, расписанного астрономическими изображениями, а также очистила 18 внутренних колонн.
В этом году начался новый этап реставрационных работ. Завершена расчистка южной внутренней стены и южной части западной задней стены пронаоса, который, к счастью, полностью сохранился. Реставраторы обнаружили оригинальные цвета с преобладанием жёлтых и красных пигментов, которые существенно отличаются от красок в Дандаре (в древности Тентира), где преобладают белый и голубой.
"Самым большим открытием этого года стали многочисленные раскрашенные детали одежды царя и божеств Исны, их корон и тронов, — сообщает немецкий веб-ресурс archaelogie-online.de со слов Кристиана Ляйтца. — Раньше их вообще не было видно из-за толстого слоя сажи на рельефах".
Все эти расписанные детали являются неотъемлемой частью жертвенных сцен, покрывающих внутренние стены храма. До сих пор были известны только иероглифические тексты и рельефы, но украшение тронов тоже имеет своё значение, говорит Ляйтц. В одной из сцен, где лук и стрелы подносятся богине Нейт, в нижней части трона обнаружили изображения четырёх раскрашенных луков.
Другой пример — царский фартук в одной из сцен жертвоприношения. На нём виднеются два нарисованных растения. Папирус (вверху) — растение Нижнего Египта, а лилия (внизу) — растение Верхнего Египта, символизирующее, что царь был правителем обеих частей страны.
"Возможно, самая впечатляющая сцена — это сцена со священной баркой местного божества Хнума, на которой находится святилище бога, — говорит Ляйтц. — Барку везут несколько священнослужителей. Таким образом, жители Исны могли лицезреть сокрытую святыню, по крайней мере, в особых случаях. Остальную часть года она была спрятана в храме, к которому имели доступ только жрецы".
Реставрационные работы возобновятся в начале ноября. Основной задачей на предстоящую зиму является восстановление внешней части шести передних столпов храма, работы, которые невозможно проводить летом из-за сильной жары.
Пронаос храма Исны имеет длину 37 метров, ширину 20 метров и высоту 15 метров. Здание из песчаника построили перед храмом не позднее, чем при римском императоре Клавдии (41-54 гг. н. э.).
Расположение в центре центра города, вероятно, способствовало тому, что пронаос сохранился и не использовался в качестве карьера для строительных материалов, как другие постройки во время индустриализации Египта. Со времён египетского похода Наполеона, пронаос привлекал большое внимание исследователей, поскольку считался идеальным образцом древнеегипетской храмовой архитектуры.