Естественный отбор у человека никуда не делся, но с развитием медицины он принял другие формы. Одну из них выявили учёные Института цитологии и генетики СО РАН, об их открытии рассказывает "Наука в Сибири".
"Сейчас естественный отбор у человека не так заметен, как в прошлые тысячелетия", — признаёт научный сотрудник ИЦиГ, кандидат биологических наук Светлана Михайлова.
Одно из его проявлений — колебания рождаемости. В кризисные годы она снижается. Но, как выяснилось, это не единственное следствие социального стресса.
Специалисты сравнили три поколения новосибирцев — родившихся в 1982–1985, 1992-1995 и 2002-2005 годах. У них взяли кровь для анализа ДНК и получили из школ результаты анкетирования, которое там регулярно проводится с 1980-х.
"Мы намеренно изучали не родителей, а детей. Так выборка получается действительно случайной и лучше характеризует популяционную картину в целом", — объясняет Михайлова.
Оказалось, что у детей 1990-х отличаются отвечающие за стрессоустойчивость гены DRD4 и COMT, благодаря чему они менее склонны к тревожным расстройствам.
Эти же гены, как показали другие исследования, коррелируют с риском развития СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). "Можно сказать, что в современном обществе идет отбор по генам, которые способствуют развитию этого синдрома. У людей с набором генов, способствующих развитию СДВГ, в среднем больше детей", — продолжает учёная.
Выходит, более стрессоустойчивые люди не боятся размножаться, что логично.
"Люди, которые спокойнее относятся к стрессовой ситуации, чувствуют себя в условиях повышенного социального стресса лучше, поэтому рождаемость падает в меньшей степени", — подтверждает Михайлова.
Другое открытие чуть было не свело на нет все выкладки генетиков. У детей 1990-х чаще встречается вариант гена ESR1, сопутствующий повышенной тревожности и в то же время большей фертильности.
"Этому результату мы очень удивились, — признаётся исследовательница. — Получается, что не всегда стресс напрямую негативно влияет на количество детей, у человека всё сложнее устроено".
В общем, вопросов возникло больше, чем ответов. Пока можно сказать одно: социально-экономическая ситуация влияет на эволюцию человека. "Чтобы проверить это, нужно проводить более масштабные исследования с большей выборкой", — заключает Михайлова.