Илон Маск рискует повторить ошибку, развалившую СССР

Скриншот из YouTube
 

Долететь до большинства мест на Земле на ракете менее чем за 30 минут и вообще в любую точку планеты максимум за час, и всё это по цене эконом-класса в самолете - такую новую концепцию предложил глава компании SpaceX Илон Маск на Международном конгрессе по астронавтике в Австралии.

Он рассчитывает использовать для создания новой ракеты, получившей рабочее название BFR, все достижения компании, и намерен заменить ею используемые сейчас ракеты Falcon 9 и Dragon. Она же полетит в экспедиции на Марс и Луну (по программам колонизации, которые активно продвигает Маск).

Про колонии пока говорить рановато (хотя глава SpaceX ставит очень сжатые сроки, и теоретически программы должны стартовать на наших глазах), а вот перелеты по всему миру за час по цене эконома - роскошь на грани фантастики. Насколько это реально, "Правде.Ру" рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмант.

- Это не выглядит реально. Технически, конечно, это возможно: любая межконтинентальная баллистическая ракета решает.

- Получается, люди полетят на баллистической ракете?

- Совершенно верно. Но тогда мы должны помимо технической возможности посмотреть вопросы безопасности, что тоже выглядит очень сомнительно.

- Насколько массовой может стать такая программа? Какой эффект она произведет на "обычную" авиацию? Насколько сложно, дорого и долго создавать систему космодромов для взлета-посадки ракет в городах?

-  Цена - это самое главное. Те цены, которые обещает Маск, - это, конечно, нереально. Если посмотреть на ракеты "Союз", которые сейчас наиболее интенсивно эксплуатируется (причем и с космодрома "Байконур", и с космодрома "Куру") - ее пуск оценивается не меньше чем в 50 млн долларов. А есть же еще возвращение, это отдельная история.

Но "Союз" - это изначально баллистическая ракета, та самая знаменитая "семерка", которая 4 октября 70 лет назад вывела первый спутник на орбиту Земли. 50-70 млн долларов будет стоить запуск - и это будет цена билета как в эконом- или даже бизнес- (или первом) классе? Нет, конечно, не будет! Так что это, в общем, конечно, мечты.

- Но весь космос начинался с мечты!

- Да, весь космос. Мечты воплотились, но за немалую цену. Я могу сказать больше: в общем цена (это, может быть, некое преувеличение, но многим кажется) - это распад Советского Союза. То есть экономика СССР была перенапряжена. И вот чем это все кончилось.

Конечно, у американцев экономические возможности выше, но цена запуска все равно примерно такая же. Не видно способов, как ее снизить.

- Илон Маск говорит, что для его ракет аэропорт не нужен - достаточно платформы на воде. Такое возможно?

- Платформа на воде - это на самом деле возможно. Более того, я должен вам сказать, что такую платформу впервые в мире и разработали, и использовали какое-то время русские - еще в Советском Союзе, так называемый "морской старт". Этот проект был разработан давно. Но, дело в том, что СССР хоть и имел большую территорию, но, к сожалению, ни одной точки на экватор, чтобы запускать ракету на стационарную орбиту. Такой старт имеют и американцы - близко от экватора, во Флориде, - и европейцы (космодром "Куру").

Но у России такой точки не было, и было предложено производить запуск с корабля. Такая система была  создана: один корабль вспомогательный, а другой - стартовая площадка. Эта идея была реализована - произведено 36 запусков ракеты "Зенит".

Беседовала Лада КОРОТУН

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru