На Зеленодольском заводе имени А. М. Горького строятся малые ракетные корабли проекта "Каракурт". Всего ВМФ рассчитывает на 18 таких кораблей. Уже известно, что судна превзойдут предшественников в ударной мощи и мореходности. Они призваны стать новым грозным оружием нашей страны, укрепить морские рубежи и усилить присутствие РФ в Средиземном море.
Свое название корабли получили неслучайно. "Каракурт" — это вид пауков из рода черных вдов, чей укус может оказаться смертельным для животных и людей. При скромных габаритах — длина и ширина составляют соответственно 60 и 10 метров — корабли обладают повышенной мореходностью, способны идти на 30 узлах и находиться в автономном плавании до 15 суток.
В будущем корабли типа "Каракурта" составят мощную группировку ракетных кораблей. Их производство занимает около года и стоит дешевле, чем сборка эсминцев и крейсеров. При этом они незначительно проигрывают им в ударных возможностях. Обновление флота производится в рамках новой государственной программы вооружения, которая будет воплощена в жизнь в период с 2018-го по 2025 годы.
Подробности "Правде.Ру" рассказал Виктор Мураховский, главный редактор журнала "Арсенал Отечества", член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, полковник запаса.
— В чем уникальность этих кораблей? Получается, мы сделали ставку на относительно небольшой и недорогой ракетный корабль, а авианосцы уходят в прошлое?
— Да, это корабли малого класса водоизмещением менее тысячи тонн. Но при этом они несут мощное ракетное высокоточное вооружение: комплекс "Калибр-НК", который может снаряжаться дальнобойными крылатыми ракетами. Работу этого комплекса мы уже видели в Сирии. Также на борту "Каракурта" могут быть противокорабельные ракеты тактического класса, противолодочное вооружение. Это универсальный комплекс, но с акцентом на дальнобойные ударные возможности. Плюс корабль имеет зенитное вооружение для самообороны от средств воздушного нападения и артиллерийское вооружение.
Мы видели, как корабли предыдущего поколения этого класса отработали с Каспийского моря. Данный корабль, конечно, ближней морской зоны, то есть он не предназначен для океанского плавания. По плану Министерства обороны, таких кораблей должно быть построено 18 штук, многие из них уже заложены. Одновременно они строятся на нескольких верфях, в том числе на той, которая является новой для России, я имею в виду Крым.
Я думаю, что это как раз те корабли, про которые председатель коллегии военно-промышленных комиссий Дмитрий Рогозин сказал: у нас будут небольшие, но "мускулистые" корабли. В первую очередь, он имел в виду этот проект 22800.
В чем его преимущество? При относительно невысокой стоимости и небольшой автономности он имеет возможности, находясь в наших специальных водах, наносить удары на большие расстояния — как по наземным целям, так и по корабельным или авианосным ударным группировкам противника, если они вдруг сойдут с ума и решат вести агрессию против России. На мой взгляд, это весьма оптимальное решение, оно гораздо эффективнее, чем, например, создание авианосца и соответствующих структур.
— Из аналитических материалов американцев и европейцев известно, что они тщательно считали, сколько же надо России времени, чтобы построить авианосец. Называли сроки от пяти до 10 лет и радостно потирали руки, что в это время Россия на море будет безоружна. Получается, что просчитались, и нам теперь есть чем ответить?
— Пять лет — это очень оптимистичный был для нас прогноз, я бы так сказал. И да, они в очередной раз просчитались. Они как всегда думают, что Россия будет соревноваться, втянется в гонку вооружений и будет напрямую мериться мускулами с теми же американцами, у которых двенадцать авианосных ударных групп. Но Россия отвечает несимметрично, мы исходим из своей оценки возможностей и способов боевых действий, на море в том числе, и принимаем вполне адекватное решение.
Поэтому пускай мы лучше будем смотреть на модели авианосцев на своих выставках, которые наша промышленность показывает, а на практике лучше такими кораблями заниматься — корветами, фрегатами, насыщая их самым современным ударным высокоточным вооружением. Они, по сути, моделируют возможности американских авианосцев, только гораздо удобнее и выгоднее для нас.