Над калифорнийской пустыней Мохаве пролетел космический корабль компании Virgin Galactic. Инженеры провели очередной тест космолета, который готовится для суборбитальной перевозки туристов.
Конструкторы хотели проверить, как выдержит аппарат изменение центра тяжести. Как сообщается, испытания прошли успешно: корабль совершил мягкую посадку. Как и в предыдущие восемь тестовых раз, двигатели машины не запускались.
Напомним, что Unity был представлен миру в начале 2016 года. Аппарат создан на базе более ранней модели Enterprise, которая на тестах потерпела крушение.
Кстати, эксперты уже назвали примерную стоимость туристической путевки в космос. Гендиректор компании "Космокурс" Павел Пушкин рассказал, что путешествие будет стоить примерно 200-250 тысяч долларов. Однако цена еще может измениться.
О космическом корабле для туристов "Правде.Ру" рассказал Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского.
— По какой причине разработкой кораблей для суборбитальных туристических полетов в США занимаются частные компании, а не NASA? Может ли это повлиять на безопасность полетов?
— Проект "Брэнсон" начался еще в 2005 году. Сейчас 2017-й. То есть 10 лет проект развивается, в него надо инвестировать, при этом — без отдачи. Такое возможно только в тех странах, где огромный объем венчурного капитала и где сильно развита на государственном уровне поддержка инновационного развития. Такая страна в мире одна. Поэтому именно там находится Кремниевая долина. Все удивляются этому, но объяснение одно: у Америки огромный объем венчурного капитала, причем свободного. Он не только американский, а со всего мира. Ни в одной другой стране нет таких денег.
Но космонавтика и, в частности, суборбитальный туризм — это такая область, которая тесно связана с ракетостроением, а распространение технологии ракетостроения ограничивается международным договором о нераспространении ракетных технологий, который подписан Советским Союзом, США и всеми странами понятно почему. И поэтому проекты типа суборбитального туризма возможны только в тех государствах, в которых имеется ракетостроение, или в тех, которые обладают боевыми ракетами. А таких стран в мире немного.
Большой объем венчурного капитала, связанного с ракетной технологией, — вот почему эти проекты развиваются в США. Это бренд создан вообще-то англичанами. И для того чтобы его развивать и получить доступ к необходимым проектам NASA, чтобы он мог нанимать инженеров, ему пришлось зарегистрировать свою кампанию в США. Поэтому все компании Ричарда Брэнсона имеют английскую юрисдикцию, и только компания Virgin Galactic имеет американскую. Хотя она уже не совсем Ричарда Брэнсона, потому что, он, скорее, фронтмен. Как известно, большая часть компаний принадлежит как раз другим инвесторам — венчурным; по-моему, из Арабских Эмиратов. Они выкупили большую часть компаний лет 6-7 назад.
Что касается конкретного проекта. Я желаю творческого успеха и Ричарду Брэнсону, и его компании, но дело в том, что они обещали запустить первых туристов еще в 2008 году — почти 10 лет назад. И с тех пор они проводят испытания. Были несколько лет назад совсем неудачные. Поэтому я не знаю, когда это все выйдет на финишную прямую, и когда состоятся пуски. Потому что люди-то заплатили уже 10 лет назад, был специальный конкурс, были отобраны те, кто полетит первым. Они заплатили от 200 тысяч долларов каждый, часть стоимости этого билета. И они до сих пор не полетели. Уже скандалы начались.
— Как в России развивается направление по разработке кораблей для суборбитальных туристических полетов?
— В России есть такие проекты, есть компания "Космокурс", и они занимаются похожим проектом. Он получает поддержку от Роскосмоса. Но проблема именно на этом этапе — денежная. У нас нет такого объема венчурных денег, а государство тоже не может инвестировать на такой период, то есть на несколько лет, с риском. Денег нет, но проект развивается. Есть какие-то инвестиции, но их заведомо недостаточно, чтобы поднять такой проект.