Виктор ГОРЛОВ — о том, составит ли новый российский МС-21 конкуренцию Airbus и Boeing

Накануне в России состоялся первый полет нового среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Это событие не осталось незамеченным на Западе. Пока одни зарубежные СМИ восхваляют новинку РФ, другие отпускают злые комментарии. О том, что Россия "шокировала авиационную отрасль", заявил ведущий мировой деловой телеканал CNBC.

Первый полет длился 30 минут. Он прошел на высоте в 1000 метров, самолет достиг скорости 300 километров в час. Видео можно посмотреть здесь.

CNBC отмечает широкое использование полимерных композиционных материалов и двигателя нового поколения, который позволяет экономить расход топлива. Издание указывает на то, что российский самолет может обойти западных конкурентов. В доказательство приводится то, что расходы на эксплуатацию будут ниже на 15%, чем у них.

Напомним, что МС-21 должен заменить иностранные Airbus A320 и Boeing 737. На вооружение российские самолеты уже готов взять "Аэрофлот", первые поставки запланированы на 2019 год. Впервые прототип был презентован в июне прошлого года. Машины будут вмещать от 130 до 211 пассажиров. Они полностью заменят используемые сейчас Ту-154 и Ту-204.

К слову, не все зарубежные СМИ с воодушевлением наблюдали за полетом российской новинки. К примеру, немецкая Die Welt отозвалась о самолете довольно саркастично. По мнению ее обозревателя, у России нет шансов создать конкурента Airbus и Boeing.

"На сегодняшний день якобы было оформлено твердых заказов на 175 авиалайнеров. Это — ничтожная часть заказов Airbus и Boeing. В ближайшие годы оба хозяина положения поставят несколько тысяч самолётов класса A320/B737", — пишет газета.

"Правда.Ру" обратилась за комментарием к экс-заместителю министра гражданской авиации СССР Виктору Горлову.

Как в целом вы оцениваете перспективы проекта МС-21?

— Я считаю, что это очень важное событие в текущей жизни, в авиационной промышленности, в гражданской авиации нашей страны. Первый полет сделал очень серьезный, среднемагистральный лайнер, рассчитанный на перевозку порядка 180 пассажиров, самый современный. Это наша надежда. Поэтому мое мнение только положительное. Дай бог, чтобы дальше все получалось.

Способен ли МС-21 составить конкуренцию Airbus и Boeing на российском рынке?

— По его характеристикам — может, но какой из этого "ребенка выйдет боец"… Для этого нужно время, как он себя покажет по характеристикам, по вопросам надежности, но логистике. А так, конечно, по замыслу, по заявленным характеристикам должен составить. Но по фактическим я сейчас прогнозировать не берусь, жизнь покажет. Это целый комплекс работ.

Важно то, что следом за современным Superjet вместимостью до ста пассажиров первый полет совершил именно самолет, который занимает следующую нишу — нишу "дальнего", "среднего" самолета с вместимостью до 180 человек. Это положительный факт. Это порождает надежду, что наш авиапром оживет, и постепенно получится импортозамещение в воздушном флоте гражданской авиации.

Сколько таких самолетов необходимо российскому рынку?

— Я думаю, самолетов 200 надо. И второй момент: надо рассчитывать на то, что самолет должен быть конкурентоспособным, продаваться за рубеж. Потому что на потребности одной страны сейчас серьезные самолетостроительные фирмы не рассчитывают — нужно завоевывать внешний рынок. И нормальная их партия по выпуску — 500-600 самолетов, может, даже до тысячи.