Прошли годы исследований, и американцы заявили, что зависимость от России в прошлом. Именно так эксперты в США рассматривали поставки российских ракетных двигателей РД-180, аналогов которым в мире нет.
РД-180 сейчас используются в основной ступени американской ракеты Atlas 5, за что отрасль в США постоянно подвергается нападкам местных политических деятелей.
Работа по "импортозамещению" шла два года. И вот частная компания Blue Origin, которая занималась разработкой, показала первый двигатель миру. Фото выложили в "Твиттере". Двигатель готовится пройти огневые испытания. Если все сложится хорошо и соответствие заданным параметрам подтвердят, то будет подписан контракт на массовую поставку данных двигателей вместо российских РД-180.
Кстати, ранее были названы причины, по которым США не стоит стремиться как можно скорее избавиться от РД-180. В частности, стоимость запуска ключевых спутников вырастет в разы.
Напомним, поставки двигателей РД-180 были прекращены конгрессом из-за событий вокруг Украины, однако в мае 2015 года по просьбе Пентагона импорт двигателей возобновился. РД-180 используются в первой ступени американских ракет Atlas, и до настоящего момента промышленность США не производила аналогов.
Как возможный отказ от наших ракетных двигателей отразится на России? И способны ли США технически осуществить задуманное? За комментарием "Правда.Ру" обратилась к Алексею Леонкову, военному эксперту журнала "Арсенал Отечества" и специалисту в области применения Военно-космических сил.
Мы потеряли козырь? Американцы теперь смогут обходиться без нас в аэрокосмической индустрии?
История с РД-180 была сильно политизирована, ей придавали огромное значение. И такая индустриальная держава как США, конечно, с таким положением мириться никогда не собиралась. Тихо, без особых реклам они создавали собственную ракету "Дельта-4", которая по своей комплектации похожа на нашу "Ангару". То есть она может быть легкой, может быть тяжелой, и произвели несколько успешных запусков как на околоземную орбиту, так и на геостационарную орбиту. Все запуски у нее прошли успешно. При этом на этой ракете стояли американские двигатели, которые американцы сами разрабатывали, сами создавали.
Понятное дело, что во время запусков подобного рода ракет проходила определенного рода отработка тех или иных технологий, которые позволят американцам создать двигатель более мощный, чтобы его ставить на ракеты типа "Атлас-5", на которые раньше шли российские РД-180. И предпосылки и сигналы к тому, что вскоре американцы откажутся от нашего технического участия, уже были.
Американцы сейчас вкладывают в так называемый коммерческий космос: это компания Virgin, это тот же Space X, который создает различного рода носители. То есть и там, и там проходят определенные научно-технические разработки в интересах одного заказчика, которого мы все знаем: это NASA. Судя по программам, которые NASA сейчас развивает, у него достаточно широкие планы, и тяжелые ракеты, для которых предназначался РД-180, как раз участвуют во всех этих программах: это лунная программа, это программа марсианская, это программа дальнего космоса. И полностью зависеть от российских ракет им было явно не с руки.
Помимо того, на ракете "Атлас-5" американцы отрабатывают новый вид выведения — авиационно-космическую систему. У них сейчас в космосе продолжает орбитальный полет комплекс Х37В. Это так называемый демонстратор технологий, прототип будущей авиационно-космической системы, которая первоначально предполагала, что будет выводиться на орбиту с помощью ракеты, а садиться самолетом. Как раньше это делал Space с "шаттлом". Только "птичка" меньше размером, поэтому и проще выводить.
В последующем американцы собираются осуществлять с помощью самолетов. Это самолет-разгонщик, как у нас раньше была такая система работы "Спираль". Вот такие программы. То есть американцы космос не оставляли. И поэтому то, что произошло, является следствием того, что они какие-то работы ведут.
Но вопрос состоит в следующем: технически осуществимо ли это? Дело в том, что после смерти Вернера фон Брауна, который был разработчиком всех ракет и всех двигателей к ним, космическая программа США в определенный момент застопорилась. И поэтому они на определенном этапе пошли на сотрудничество с Россией по поставке именно двигателей и осуществлению доставки экипажей на Международную космическую станцию. Последняя тяжелая известная ракета "Сатурн-5" — это та самая ракета, которая, по словам американцев, доставила их экипажи на Луну, и они когда-то выполнили свою лунную программу. Это была очень дорогая ракета. Там запуск стоил несколько миллиардов долларов. И после этого информация о том, что будет дальнейшее развитие именно двигателей, замалчивалась. Поэтому то, что они сейчас продемонстрировали, — хорошо для них.
С другой стороны, надо понять, а действительно ли они могут желаемое выдать за действительное. Существует ли новый двигатель в металле — и где он опробован? Нарисовать ту или иную 3D-модель — это сейчас сможет любой студент с соответствующим образованием, в 3D-технологиях все это изобразить. И настолько это будет фотографично, что только специалисты поймут, что это на самом деле компьютерная графика. А в качестве спецэффектов американцы, конечно, впереди планеты всей. Другое дело, что после картинки должны последовать данные об установке таких двигателей на ракеты и успешных запусках. То, то они показали, это только начало пути. Вот когда они запустят, и как минимум 10 запусков будут успешны, тогда можно говорить, что это двигатель, который они сегодня показали, является тем самым альтернативным ответом РД-180. А пока какие-то далеко идущие выводы здесь явно преждевременны.
Резюмируя, отмечу, что программа, которая была по РД-180, которую заключали с нами американцы, скорее всего будет выполнена до конца. И если вдруг испытания этого двигателя, который спроектировали американцы, пройдут, то у РД-180 будет продолжаться безоблачное будущее. Но не стоит строить иллюзий и ждать у моря погоды. Нашему "Роскосмосу" нужно самостоятельно двигать собственные программы и развивать собственную космонавтику. Все полученные средства от этой программы вкладывать в собственные разработки и традиционно стараться опережать американцев на один, два шага или на несколько десятков лет.