Калифорнийскую Кремниевую долину часто рассматривают как модель развития наукоемких производств не только в России, но и за рубежом. Подлинный старт Кремниевая долина получила после Второй Мировой войны, с созданием Стэнфордского индустриального парка.
Одним из основных аргументов в пользу такого решения стала возможность обеспечить высококвалифицированными рабочими местами выпускников самого Стэнфорда. Польза получилась двойной — обеспечение рабочих мест для выпускников и создание территории, которая со временем стала притягивать ученых, инженеров и предпринимателей со всего мира.
В этом история Кремниевой долины является противоположностью проекта в Сколково, отмечает "Независимая газета". В Калифорнии наукоёмкая индустрия разворачивалась на базе мощного университета, т. е. там, где уже были люди, обладающие соответствующими навыками, и где они хотели бы жить. Сколковский же проект в этой части отчасти походил на мобилизационные задания советской эпохи, когда подлинный наукоград могли построить буквально в чистом поле или тайге, привезя всё необходимое — в том числе, людей. В современных условиях такой подход оказался не самым продуктивным.
"Опыт Сколково показывает недостаточную эффективность существующих подходов и принципов и необходимость совершенствования законодательной базы и повышения качества работы в целом. Необходимо проанализировать как положительные, так и отрицательные результаты Сколково", — убеждён молодой учёный из Петербурга, кандидат экономических наук Алексей Макаров.
Именно это, как представляется, происходит сейчас, когда в России началось общественное обсуждение законопроекта "О технологической долине".
Данный документ обычно ассоциируется с Московским государственным университетом. Определённая связь действительно есть.
МГУ сегодня представляет собой мощнейший научно-образовательный комплекс. Здесь трудится 15 тысяч докторов и кандидатов наук, 5 тысяч аспирантов, около 50 тысяч студентов. Что очень важно, деятельность Московского государственного университета охватывает практически все направления современных исследований. В том числе — те, с которыми сегодня ассоциируется будущее наукоёмкой экономики: нанотехнологии, биотехнологии и многое другое. Имеются здесь и все возможности для междисциплинарных исследований. А значит, и учёные, и бизнес имеют тут возможность продвигаться буквально в любом направлении.
Почему МГУ необходима такая технологическая долина? Дело в том, что сейчас передовые ВУЗы не ограничиваются лишь образованием и наукой. Они все активнее занимаются инновациями, создавая возможности для коммерциализации открытий и изобретений.
В отечественной традиции данное направление традиционно было "слабым звеном". И в этом смысле предложение авторов законопроекта "О технологической долине" об объединении всей её территории под управлением отдельной компании представляется безусловным шагом вперёд. Именно в такой конфигурации появляется возможность использовать положительный опыт, наработанный в Сколково. В том числе — в части наделения соответствующей территории особым статусом, и предоставления участникам проекта участникам проекта льгот и преференций.
В проекте закона кардинально ограничена возможность нецелевого использования земли "технологической долины". То же самое относится и к имуществу, которое входит в состав инфраструктуры "долины".
Ну, а самое главное - Технологическая долина позволит МГУ создать площадку, обеспечивающую востребованность его научного потенциала. Исследователям и ученым станет на порядок проще реализовать свои идет там, где они предпочитают жить и работать. К тому же дело не только в университете. Законопроект позволяет создать вокруг ВУЗа инновационную экосистему, включая новые исследовательские центры, технопарк и т. д. — на условиях частно-государственного партнёрства.
Соответственно, появляется возможность привлечь сюда новые ресурсы, не связанные с университетом: и человеческие, и финансовые. Такая среда востребована не только в столице.
"Необходимо предусмотреть в концепции закона возможность участия широкого круга ученых, а не только отдельных коллективов столичных вузов и НИИ", — убеждена Юлия Гребеникова из Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Ведь речь идет не только и не столько об МГУ — в законопроекте московский университет не упоминается. Речь идет о создании модели особого статуса инновационных центров. Которая впоследствии может применяться по всей стране.