С каждым годом злоумышленники придумывают всё новые способы обмана, и одна из самых распространенных схем связана с заменой счетчиков электроэнергии.
Зачастую мошенники представляются сотрудниками крупных компаний, таких как "Мосэнергосбыт", и начинают разговор с якобы важной информацией: мол, пришла очередь для замены счетчика, и его нужно обязательно заменить в ближайшее время. Это всегда звучит убедительно и кажется вроде бы неотложным делом, но как понять, что перед вами — обман?
Мошенники часто начинают разговор с фразы, что пришла очередь для замены счетчиков и нужно определиться, когда будет удобнее принять мастера — завтра или послезавтра. Часто жертвы даже не задумываются, так как официально действительно можно ожидать замену в следующем году. Однако стоит обратить внимание на детали.
Когда кто-то из "сотрудников" объясняет, что с этого месяца вступило в силу новое постановление правительства, которое требует срочной замены всех счетчиков, начинают возникать вопросы. Например, почему такие важные новости не сообщили в новостях или не повесили объявление в подъезде? Все эти моменты должны насторожить, ведь информация о таких изменениях обычно доводится до граждан через более официальные каналы.
Затем, для усиления доверия, мошенники начинают якобы оформлять заявку, громко стучат по клавишам и после нескольких минут "поисков" сообщают, что подобрали мастера. Он отправит номер телефона в SMS. После этого идет запрос номера талона для замены, который якобы необходим для завершения заявки. Поскольку номер талона в смс указан, жертву просят продиктовать его по телефону.
В этот момент следует насторожиться и сразу прекратить разговор. Никогда не стоит сообщать никому цифры, полученные в SMS-сообщении.
Эта схема мошенничества основана на методе социальной инженерии, называемом претекстинг. Принцип его работы заключается в том, чтобы создать доверительную атмосферу, обманом заставив человека поделиться личной информацией. Например, мошенники могут сначала выслать вам SMS с номером талона и попросить его озвучить, ссылаясь на то, что это нужно для "завершения заявки". После того как человек с легкостью сообщает эти цифры, мошенники переходят к следующему этапу.
Позднее может поступить SMS с кодом для входа в личный кабинет госуслуг или онлайн-банкинг, с якобы просьбой назвать новый номер талона. Легкомысленные люди, уверенные в безопасности ситуации, могут снова назвать цифры, не осознавая, что тем самым передают доступ к важной информации.
Если по ошибке сообщить код из SMS, мошенники получают доступ к личным данным: паспортным данным, СНИЛС, ИНН, полису ОМС, а также информации о банковских счетах, недвижимости и автомобилях. С помощью этой информации злоумышленники могут оформить микрозаймы на имя жертвы, а также украсть деньги с банковских карт.
Возможно, они даже загрузят липовые документы в ваши личные кабинеты, например, "доверенность на управление банковскими счетами". И тогда может поступить звонок из "службы поддержки" или "ФСБ", где вас просят срочно перевести средства на "защищенный счет".
В такой ситуации единственный выход — немедленно восстановить доступ к личным кабинетам, а также обратиться в полицию.
Стоит помнить, что в каждом регионе сбытом электроэнергии занимается своя компания. В Москве, например, замена счетчиков, расположенных в местах общего пользования, не требует предварительного уведомления. График замены размещен на официальном сайте "Мосэнергосбыта". Однако всегда лучше проверять информацию на сайте своей местной сбытовой компании.
Если вам звонят и требуют предоставить личные данные, номер талона, СНИЛС или ИНН, это повод немедленно положить трубку. Вместо того, чтобы отвечать на сомнительные звонки, лучше самостоятельно позвонить по официальному номеру компании, найти его в интернете и уточнить всю информацию.