Ответы на свои предложения по безопасности, которые Россия получила 26 января от США и НАТО, демонстрируют, что у Москвы и западных стран есть фундаментальные различия в понимании того, как работает европейская безопасность.
Об этом говорится в заявлении Сергея Лаврова, опубликованном на сайте МИД РФ.
Лавров утверждает, что "принцип равной и неделимой безопасности … является основополагающим для всей архитектуры европейской безопасности" и что "либо безопасность существует для всех, либо безопасности нет ни для кого”.
Глава российской дипломатии напоминает, что этот принцип был сформулирован в Хартии ОБСЕ по европейской безопасности, подписанной на Стамбульском саммите в 1999 году, а затем подтверждённой на саммите в Астане в 2010 году.
Однако, по словам Лаврова, США и их союзники продолжают выбирать только те элементы, которые способствуют их собственной "исключительной” безопасности в качестве членов НАТО и оправдывают то, что министр назвал "безответственным расширением блока”.
"Стамбульская хартия предусматривает, что каждое государство-участник ОБСЕ имеет равное право на безопасность, а не только страны НАТО, которые интерпретируют это право как исключительную привилегию членства в эксклюзивном североатлантическом клубе", — подчеркнул министр.
Кроме того, Лавров отметил: несмотря на выражение готовности к диалогу, западные страны "намеренно избегают” упоминания этих "неудобных” принципов и предпочитают полагаться на документы, которые их не содержат, такие как Парижская хартия ОБСЕ для Новой Европы 1990 года.
"Россия стремится к тому, чтобы западные страны признали принцип, согласно которому ни одно государство в Европе не может укреплять свою собственную безопасность за счёт других, — пояснил он. — На данный момент НАТО стремится к военному превосходству и применению силы в обход прерогатив Совета Безопасности ООН.
Чего Россия сейчас хочет, так это откровенного разъяснения позиций США, НАТО и европейских стран по вопросам коллективной безопасности.
Мы хотим получить чёткий ответ на вопрос [о том], как наши партнёры понимают своё обязательство не укреплять собственную безопасность за счёт безопасности других государств”.
Министерство иностранных дел России направило письма высшим дипломатам США, Канады и "нескольких европейских стран”, ожидая, что они представят ответы "в национальном качестве”, то есть каждой страной от своего имени, а не в рамках общего ответа от какого-либо блока.
В документе подчёркивается, что эти письма не были ответом на предложения США по деэскалации.