Не сдавшиеся талибам* афганские военные уходят в провинцию Панджшер, вливаясь в формирующиеся там отряды сопротивления. "Контрреволюция", знаменем которой пытается стать бывший вице-премьер Амрулла Салех, грозит спровоцировать талибов* на серьезные репрессии, которых они — по крайней мере на словах — тщательно пытаются избегать.
Как будет развиваться ситуация в Афганистане? Своим мнением с Pravda. Ru поделился замсекретаря Общественной палаты РФ Сергей Орджоникидзе, председатель Российского общественного совета по международному сотрудничеству и публичной дипломатии.
— В Афганистане идёт историческое противостояние между пуштунами и таджиками, которые составляют основу северного ополчения еще со времен 70-80-х годов. Это скорее борьба за власть над территориями, а не за власть над Афганистаном.
Представляется, что пуштуны, составляющие подавляющее большинство Афганистана, не смирятся с какими-то вызовами их власти со стороны кого угодно, будь то со стороны демонстрантов, не состоящих из сторонников прошлого режима, либо со стороны национальных меньшинств.
Я думаю, что гражданская война была и в 80-е годы. Но она завершилась. Все, думаю, помнят, чем. Она завершилась победой талибов*.
Какое-то время ещё будут происходить внутренние афганские столкновения, разборки, стычки. Там же много и племенной розни, много и розни по идеологическим соображениям. Так что конфликты неизбежны. А стабильность Афганистана под вопросом. И то, что страна является пешкой в большой шахматной игре, которую затеяли американцы, нацелив дальнейший перелив нестабильности Афганистана на территорию нашей Средней Азии, а также и Китая в районе уйгура — ситуацию усугубляет в разы.
Так что это не просто так правительственные войска поспешно бежали и бросили всё вооружение. Это всё делалось с определённым прицелом на будущее.
Конечно, судьба Афганистана, афганского народа Соединённые Штаты совершенно не волнует и не интересует. Нестабильность в своих интересах — это они с большим удовольствием будут делать. И пешку свою, подготовленную, в геополитической игре используют еще не раз.
Нам придется помогать активно нашим бывшим республикам Средней Азии, потому что я боюсь, что без помощи России они не справятся с нахлынувшим огромным потоком беженцев, а в дальнейшем — с возможными стычками на границе.
Что бы сейчас не обещали руководители талибов*, рядовые боевики делают другое. Часто диаметрально противоположное. И это уже проявляется. Посмотрим, как это будет дальше происходить. По крайней мере сейчас политическое крыло талибов* не полностью контролирует все эти отряды моджахедов.
Ожидать можно самых различных и внутриполитических проблем, вытекающих из нестабильности в этой стране, а также и внешнеполитических, прежде всего, для России. Остальные проблемы меня как-то в меньшей степени беспокоят. И, конечно, внешние силы будут их подталкивать к этому.
* запрещенная в РФ организация