Активно обсуждается в СМИ тема укрупнения российских регионов. Изначально сформулированная как личное мнение вице-премьера правительства РФ Марата Хуснуллина, она стала "самостоятельной" и обратила на себя внимание различных экспертов.
Комментарий по поводу идеи Хуснуллина предоставил политолог Илдус Ярулин. В беседе с РИА "Сахалин-Курилы" он подчеркнул, что вопрос скорее стоит рассматривать в экономической плоскости.
Например, напомнил он, ранее премьер-министр Михаил Мишустин поставил подпись на документе, который предполагает "пространственное развитие экономики", в том числе — создание крупных агломераций. А президент РФ Владимир Путин, обращаясь с посланием к Федеральному собранию, отметил: многие регионы закредитованы настолько, что для них нужна новая "инфраструктурная кредитная система".
"Для [Хуснулина] главная проблема, как хозяйственные и экономические проблемы решать в рамках современного политического устройства России. Решение упирается в наличие политических границ.
Это говорит о том, что идёт интенсивная работа над тем, как будет выглядеть новая Россия, когда экономические прожекты не ложатся на политические матрицы, и что с этим делать", — рассказывает Ярулин.
Вопрос, скорее всего, будут решать уже "обновлённое" правительство и "обновлённая" Дума.
Разделение, продолжает эксперт, на примере Дальнего Востока может выглядеть так — будут реализованы четыре экономические зоны:
Сахалин, считает эксперт, в плане экономики может и должен остаться самостоятельным, однако номинально (то есть политически) может быть присоединён.
"Сахалин никак нельзя отдавать, хотя с другой стороны, чтобы японцев по носу щёлкнуть, взять и присоединить куда-нибудь. С точки зрения здравого смысла вхождение Сахалинской области в состав друг субъекта нецелесообразно.
Специфика управления островным регионом достаточно серьёзная. Не всякий сухопутный субъект, большая часть жизни которого связана с материком, потянет управление подобного рода территорией", — комментирует Ярулин.
Если говорить об экономических стимулах, то большую роль сыграло бы налаживание постоянного сообщения с материком. Причём не через мост, а через тоннель — так получится избежать зависимости от переменчивой погоды. Данный проект, конечно же, должен оказаться федеральным.
"Вложившись раз, можно уже не опасаться штормов, которые регулярно возникают в проливе. Тоннель может также быть с автомобильным и железнодорожным сообщением, что удешевит сообщение между островным регионом и материковой частью России", — считает политконсультант.