Как известно, бензин в России дорожает вне зависимости от цен на нефть. О причинах того, почему же его цена постоянно растёт (причём без влияния на неё значительно снижающихся порой нефтяных котировок), рассказал замминистра энергетики Павел Сорокин.
Сорокин, беседуя с изданием "Комсомольская правда", подчеркнул: рост обоснован как минимум тремя причинами:
1. Скачками курса рубля.
2. Эффектом от топливного "демпфера".
3. Факторами рынка.
"Первый фактор: бензин в России продаётся в рублях. При этом обычно было так, что подорожание нефти приводит к укреплению рубля, и наоборот.
Поэтому при изменении цены нефти на мировых рынках её стоимость в рублях обычно меняется не сильно — как правило, она находится в диапазоне от 3 000 до 3 500 рублей за бочку.
Но в середине марта, когда нефть подорожала, курс рубля не укрепился. Поэтому нефть стоила больше 5 000 рублей за бочку", — рассказал Сорокин.
Ко второму фактору: бензин дорожает менее "остро", чем нефть, цены на которую могут "скакать" на десятки процентов в течение буквально дня-двух. Именно поэтому получается удерживать рост цен на топливо от резкого "взлёта" — помогает в том числе демпфирующий механизм.
По поводу факторов рынка: бизнес, заявил Сорокин, обычно не слишком расположен к тому, чтобы снижать цены в рознице.
"К сожалению, это свойственно коммерческому сектору. Поэтому и до демпфера при падении цен на нефть бензин сильно не дешевел", — добавил Сорокин.
Есть ли факторы, которые помогут бензину стать дешевле — и когда ждать их "включения"? Для читателей "Правды.Ру" своё мнение высказал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Бензин, начинает рассказ эксперт, на самом деле с начала года обгоняет темпы общей инфляции. Поэтому повышенное внимание властей к этой проблеме объяснимо.
"Изменили демпферную формулу в пользу нефтяных компаний. Скорее всего, с мая она заработает. Возможно, мы увидим и результат этой работы.
Год выборный, не забывайте. Там парламентские. Поэтому к этой проблеме, к социальной проблеме повышенное внимание властей", — уточняет Пасечник.
У кабмина, конечно, есть задача — сдерживать цены на бензин в рознице в рамках годовой инфляции, продолжает эксперт. И в принципе, это ему по силам. Но существуют факторы, которые станут своеобразными "палками в колёсах". Например, в ходе посевной топливо традиционно дорожает.
"Так что ещё предстоит, наверное, смотреть более пристально, может быть, какие-то оперативные совещания понадобятся.
Отслеживать стоит акцизную политику. Возможно, будет и такой вариант: власти откажутся от какой-нибудь плановой индексации. Эти моменты тоже существенные и чувствительные для рынка", — заключает Пасечник.