Ежегодно "заливаемые" властями два триллиона рублей не спасли российский гособоронзаказ, отмечают эксперты Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI). Россия продолжает терять позиции на рынке вооружений — а вместе с ними и доход.
Итак, по итогам 2019 года, в топ-25 компаний по продажам оружия вошли лишь две российские, их совокупная доля на рынке составила 3,9%. Годом ранее в топе были три российские компании с долей в 8,6%.
С чем связаны неудачи России на оружейном рынке — с реальными проблемами или с методиками подсчёта? Рассказывает Александр Перенджиев, военный политолог, член экспертного совета организации "Офицеры России".
Эксперт отмечает: на сегодняшний день Россия как оставалась на втором месте, так и остаётся. Поэтому недоброжелатели, исчерпав арсенал ограничивающих продажу российского оружия средств, начали информационную игру против России.
Если бы Россия не укрепляла позиции на рынке оружия, стали бы США грозить санкциями, в том числе — покупателям? Стали бы США оказывать давление на государства, которые работают с российскими поставщиками оружия, задаётся вопросами Перенджиев.
"Почему-то, кстати, именно со стороны НАТО, прежде всего американских генералов, постоянно слышны высказывания по поводу развития вооружения, военной техники из России", — напоминает эксперт.
Не стоит забывать — сами США тоже покупают наши изделия: например, двигатели РД-180 для летательных аппаратов.
"Если уж Соединённые Штаты Америки закупают, то как здесь можно говорить о каких-то провалах?", — уверен Перенджиев.
Представители SIPRI, выкладки которых ранее вызывали уважение, теперь "просели" в плане репутации, продолжает эксперт.
Простой пример: все обратили внимание, что в разы выросло производство оружия и военной техники в Армении. Но в Армении нет военно-промышленного комплекса. За счёт чего там могло вырасти производство, непонятно, но по подсчётам SIPRI рост заметен.
"При этом поставки были не просто в Армению, а именно на российскую базу 102. Как можно учитывать российское оружие на российской базе как производство Армении?
Может быть, я не всеми деталями владею. Но в последнее время обратил внимание, что представители SIPRI стали "играть цифрами", я бы так сказал. По-видимому, это какие-то заказные моменты", — делится мнением Перенджиев.
Да, действительно есть спорные ситуации: например, Китай нашего оружия покупает чуть меньше. Но, тем не менее, развитие продолжается: так, с Индией у нас совместные есть предприятия по производству ракет.
На самом деле сам по себе факт снижения продажи оружия, который преподносится со стороны SIPRI, можно интерпретировать так: мы не всегда можем продать наше оружие.
"Но хотя бы тот факт, что даже Турция, страна НАТО, у нас купила С-400, говорит о многом", — напоминает Перенджиев.
Стоит помнить и о том, что НАТО для США — коммерческий проект, прежде всего, для продавливания своих видов вооружения военной техники. И сейчас в блоке идёт конкуренция — Венгрия выбрала немецкие танки, а не американские.
"Об этих фактах почему-то SIPRI не говорит, не анализирует их. А между тем внутри НАТО идёт борьба за рынок вооружения, военной техники", — резюмирует эксперт.
Только для сайта "Правда. Ру".