2021 год будет ещё хуже, чем 2020-й — прогноз ООН. Директор мировой продовольственной программы (ВПП) сделал тревожные прогнозы о гуманитарном кризисе на следующий год.
Можно ли дать какие-то прогнозы для России? Каким для нашей страны окажется 2021 год — хотя бы в плане экономики, в плане преодоления кризиса пандемии?
Рассказывает Николай Арефьев, первый заместитель председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Только на сайте "Правда.Ру".
Любые катаклизмы, отмечает эксперт, всегда касаются больше слабых государств, чем сильных. Наше государство, к сожалению, сильным признать нельзя. Потому что если Советский Союз в мировой экономике занимал 22%, то Россия сегодня занимает 1,9%. Это говорит не о силе, а о слабости.
"Наша сила заключается в атомном оружии, в ракетах. Но ракетами людей не накормишь. А сельское хозяйство сегодня в нашем объеме ВВП занимает всего 4%.
4%! Не 40%, а 4%. Это говорит о том, что реальный сектор экономики занимает 5%. Это говорит о слабости", — уверен эксперт.
Арефьев подчёркивает: сельское хозяйство осталось только в Ставропольском крае, да в Краснодарском крае, плюс немножко на Алтае. Если будет неурожай в этих двух регионах — страна останется без хлеба.
Отстали мы и в промышленности: допустим, реальный сектор экономики в Германии занимает 84%. У нас — 5%.
"Самое главное: мы нефть в пищу употреблять не будем. Мы сегодня одежду закупаем, обувь закупаем. Мы всё закупаем.
У нас по промышленной группе товаров 80% импорта идёт, потому что мы фактически не производим", — уточняет Арефьев.
Слабость экономики, слабость товарного производства говорит о том, что любой катаклизм — будь то коронавирус, засушливое лето или суровая зима, наша экономика в любом случае пострадает.
Про импортозамещение, уверен эксперт, и говорить не стоит: оно заглохло. Коррупция не дает возможности производить своё, потому что желает "играть" с зарубежной валютой.
"Я могу согласиться, что прогноз на следующий год будет неоднозначный и нехороший.
Если только погода будет замечательная во всех регионах, может быть, нас не коснется этот кризис", — прогнозирует Арефьев.
Эксперт отмечает: работа по "помощи гражданам" ведётся только на словах. Если за рубежом решили помочь населению и в итоге выделили деньги и людям, и бизнесу, то размеры "помощи" в России просто удивительны.
"Германия — небольшое государство, в три раза меньше, чем наше. 52 триллиона рублей в пересчете с евро раздали населению для того, чтобы компенсировать потери из-за карантинных мер.
А у нас что дали? У нас, если я не ошибаюсь, за восемь месяцев два раза по 10 тысяч детям выплатили. Это прожиточный минимум. И всё.
Обещали по три МРОТ выплатить людям, потерявшим работу, и не выплатили. Работы лишили. Миллион предприятий закрылись. Это что такое?" — возмущается эксперт.
Арефьев приводит пример: на 30% во всех медучреждениях сократили штат. И теперь кричат: "нам волонтеры нужны, нам нужна помощь". А вы зачем сокращали, удивляется он.
Резюмируя, эксперт отметил: пусть прогноз на 2021-й и негативный, но работа будет вестись.
"Спуску не дадим. Уморить не дадим никого", — заканчивает Арефьев.