Завершились вторые туры губернаторских выборов в Хабаровском крае и Владимирской области. Что касается Хабаровска, то там уже проверено большинство бюллетеней и становится понятно, что победил оппозиционный кандидат от ЛДПР, Сергей Фургал. И победил со значительным отрывом.
Во Владимирской области, пока подсчёт уже идет, однако, ряд источников указывает на лидерство действующего губернатора, Светланы Орловой. С другой стороны, по окончании голосования в Хабаровском крае, первые экзит-полы также указывали на победу Вячеслава Шпрота, однако, в итоге победил его конкурент.
Что касается явки, то в обоих регионах она была выше средней в предыдущих кампаниях, и даже в первом туре. В Хабаровском крае проголосовало более 40% избирателей, во Владимирской области — более 30% на момент 18-00. И, судя по всему, окончательный процент будет еще выше.
Обе кампании вторых туров прошли достаточно бурно. Характерной особенностью в обоих регионах было большое количество жалоб штабов кандидатов на конкурентов. А также, так называемых "фэйковых нарушений", когда распространялась информация о нарушении, которого в реальности не было.
Только в Хабаровском крае таких жалоб на несуществующие нарушения было более пятидесяти. Во Владимирской области, впрочем, все прошло несколько тише, но и там появилась в определенный момент информация о якобы подвозе избирателей на участок.
В какой-то момент из-за этих скандалов ряд экспертов вообще предположили, что ЦИК отменит итоги второго тура в Хабаровском крае и переназначит дату новых выборов. Однако, таких заявлений из ЦИКа пока не поступало, и, судя по всему, уже не поступит.
Что касается самой логики избирательного процесса в этих вторых турах, то здесь появился ряд нюансов о которых стоит сказать подробнее. Во-первых, это жёсткость борьбы основных конкурентов. Стоит напомнить, что Шпрот вообще предложил Фургалу накануне второго тура стать своим заместителем, впрочем, Фургал отказался.
Само количество жалоб конкурирующих штабов, также весьма показательно. Люди действительно боролись за власть. При этом, по Хабаровскому краю, еще и пошли истории о том, как Сергей Фургал натурально давил на муниципальные власти, чуть ли не с угрозами. В этом сейчас, кстати, разбирается ЦИК, и, возможно, этим эпизодам будет дана еще и соответствующая правовая оценка.
Кстати, в плане обеспечения законности процедуры голосования эти вторые туры по мнению экспертов тоже сделали шаг вперёд. В обоих регионах на участках было несколько сотен самых разных наблюдателей, как независимых, так и от партий и штабов.
В целом, если оценивать ситуацию с политических позиций вообще, то можно говорить о росте гражданской сознательности и эволюции гражданского общества, которое решило заявить свою политическую позицию.
Для "партии власти" итоги, как минимум, Хабаровского второго тура — не очень приятное событие. И оно даже не столько про хабаровские реалии, сколько про последние непопулярные решения государственной власти по всей стране. Это и повышение НДС, и пенсионная реформа, и недавнее заявление премьер-министра, Дмитрия Медведева о "грядущих сложных годах", с одновременным указом о финансовом стимулировании работы чиновников. Дмитрий Медведев, стоит напомнить, глава "Единой России", от которой и выдвигались действующие главы регионов.
С другой стороны, на эту федеральную негативную повестку наслоились и сугубо региональные проблемы, которые граждане отказались далее терпеть. Как минимум, в Хабаровском крае. Понятно, что ЛДПР — это системная оппозиция, крупная парламентская партия, но всё же оппозиция, которая конкурирует с "Единой Россией". Во Владимирской области, стоит напомнить, конкурент Орловой, Владимир Сипягин, также выдвинулся от этой партии.
Да, вбросы и прочие не электоральные технологии теперь совсем не помогают. Можно, конечно, поверить в то, что "ЦИК и Кремль" придерживаются линии на открытость и прозрачность избирательных процедур. А можно понять, что переставший верить власти и в выборы народ выбирает кандидата "не от власти" — эдакое голосование "против всех".
Да, безусловно, ЦИК (ходят слухи о ссоре его главы с Кремлем) показывает жесткую и оперативную реакцию на нарушения, вплоть до отмены результатов выборов, как это на днях случилось в Приморье. Но это, скорее, принципиальность главы ЦИК, нежели (как выдают некоторые прокремлевские эксперты) "заранее задуманная позиция".
В этих условиях, региональным чиновникам, хоть от ЕР, хоть от любой другой партии, на ответственных постах придется работать. Что касается Сергея Фургала, то он, конечно, победил, но сам настрой избирателей поменялся, и если он не будет удовлетворять социальные запросы населения, то следующий губернаторский срок ему также не гарантирован.
"Бабушка плачет", — именно так комментируют непонятную ситуацию с Владимирской областью местные жители, добавляя "от радости или проигрыша, но слезы видели". Собственно, если Кремль и дальше для собственного возвеличивания под сурдинку "но это же честные выборы, вы видели — тут отмена, тут победа оппозиции, тут "ЕР" выиграла едва" продолжить работать как работает — как бы не плакала вся страна.
Потому, что честные выборы "с исключительно политтехнологическими историями", войной медиа и финансово-промышленных групп, силовиков и чиновников мы уже видели в 90-ых. Для тех, кто старше 30 лет, думаем, знакомы слова "красный пояс", "упойка" и заявления тогдашних Урала и Татарстана о желательности суверенитета.
Так что в долгосрочной же перспективе, речь идет о том, что всей системе власти нужно корректировать свою работу, поскольку избиратель решил менять эту самую систему. Пока локально и на региональном уровне, но, как говорится, прецедент создан. Самим региональным элитариям тоже, в общем, пора понять, что почивать на лаврах при относительно лояльном населении уже не получится, и наступает период реальной политической конкуренции и борьба за доверие избирателей.