Губернаторские выборы в России стремительно превращаются в фарс и, по сути, девальвируют все разговоры о честности, прозрачности и объективности избирательной системы в России. Стоит напомнить, что Приморье стало одним из нескольких регионов, где губернаторская кампания вышла на второй тур. Однако, именно в Приморском крае этот второй тур стал настолько резонансным.
Конкурировали и конкурируют на данный момент в нём двое кандидатов: Андрей Ищенко от КПРФ и действующий глава региона, Андрей Тарасенко. По итогам первого тура ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов. А вот во втором утре началось самое интересное.
До последнего момента лидировал оппозиционный кандидат Ищенко, однако, при подсчете последних процента-полутора проголосовавших оказалось, что Андрей Тарасенко, выдвинутый "Единой Россией", набрал 49,55. Андрей Ищенко- 48,06%.
Правда, эти результаты пока не признает ЦИК. И по словам главы Центризбиркома Эллы Памфиловой, итоги будут подведены только после того, как ЦИК РФ разберется во всех жалобах. А жалоб и во вбросах, и в некорректном счете голосов, и в «каруселях», и в прочем наборе стандартных не электоральных технологий образца девяностых годов прошлого века и начал нулевых нынешнего, поступило очень и очень много.
Но дело не в этом. Поступают вести с полей - оказывается, что господину Ищенко в какой-то момент поступило предложение стать вице-губернатором. В момент то ли перед вторым туром, то ли в начале кампании по этому поводу. Ищенко от такого подарка отказался.
Впрочем (внезапно!) аналогичная история имела место в Хабаровском крае, где главный конкурент губернатора Вячеслава Шпрота, Сергей Фургал получил такое же предложение. И, что интересно, от него не отказался. Хотя и продолжил агитировать за себя во втором туре.
И вот этот механизм с предложением самому главному конкуренту «теплой должности» на данный момент рушит не только региональную, но и федеральную политическую систему. Потому, что это убивает конкуренцию на выборах на раз-два. Потому что, а зачем тогда стремиться быть избранным на губернаторскую должность, если в какой-то момент тебе предложат должность, хоть и не губернаторскую, но недалёкую от неё? И ты, вместо независимого политика, превращаешься в чиновника - которого надутый победитель можно в любой момент уволить.
Учитывая тот факт, что такие предложения прозвучали не в одном регионе, а сразу в двух, есть мнение, что сама модель таких предложений появилась не на ровном месте, а исходила от вышестоящих инстанций. Как раз тех, которые и должны были курировать честность, прозрачность и конкурентность выборов. Чтобы уж точно выборы были признаны легитимными.
Но что в случае с Хабаровским краем, что с Приморьем - конкурентность пусть и есть, но легитимность, на взгляд внешних наблюдателей, какая-то очень эпизодическая.
К слову, Ищенко, отказавшись от поста, продолжает настаивать на том, что именно он победил, и требует разобраться со всеми нарушениями и пересчитать голоса с учетом этих нарушений. Но он - скорее исключение из правил. Потому, что большинство таких конкурентов, действующих врио согласились бы с радостью, как тот же Фургал.
Что, в общем-то, очень многое говорит нам о о том, что такое нынешние политические элиты, и где, по большому счету, они видели эти честные и конкурентные выборы. И здесь можно было бы сказать, что это не проблема Кремля - это всё регионы. Но, учитывая последние социальные тенденции, состояние и региональных элит, и электората - это именно федеральная проблема. Потому что условный Кремль, он про всю Россию вообще, а не только про Москву и ближайшие окрестности.
И в этом контексте совершенно не спишешь провал того или иного губернатора на то, что «с местными элитами вышел конфликт». Элиты элитами, но в России внезапно, уж лет несколько назад, окончательно сформировалось гражданское общество. Которое умеет формулировать свои претензии в ом числе и политическим путем.
И теперь задача именно Кремля учиться с этим обществом разговаривать. Уважительно и на равных. А то может получиться, как в Приморье, а то и еще интереснее.