Законопроект о регулировании мессенджеров принят Государственной думой в третьем, заключительном, чтении. Документ обязывает идентифицировать всех пользователей по номеру телефона. Если это условие не будет соблюдаться, в обмене сообщениями будет отказано.
В законопроекте дано определение понятию "организатор обмена мгновенными сообщениями", на которого и возлагается обязанность обеспечивать передачу сообщений только идентифицированным при помощи абонентского номера пользователям.
При этом устанавливается, что мессенджеры, которые являются российскими юридическими лицами или гражданами РФ, вправе осуществлять идентификацию пользователей или на основании договора об идентификации, заключенного с оператором связи, или самостоятельно путем определения абонентского номера, без заключения договора.
При этом мессенджеры должны "иметь техническую возможность для отказа пользователей от получения электронных сообщений от других пользователей, обеспечению возможности рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти, а также ограничению рассылки и передачи сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ".
Доступ к мессенджеру может быть ограничен, если он не исполняет требований об ограничении рассылки сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства РФ.
Доступ к информационному ресурсу организаторов распространения информации может ограничиваться только на основании судебного решения. Кроме того, сведения об абонентском номере могут быть предоставлены исключительно с согласия пользователя мессенджера.
Такие меры введены неслучайно. Мессенджеры все чаще используются террористами для обмена зашифрованной информацией. "Правда.Ру" писала о таких случаях. Недавно ФСБ выявила закрытые чаты мессенджера Telegram, которые использовались для связи между террористами.
Между тем, эксперты не считают, что закон о запрете анонимных мессенджеров как-то связан с нарушением тайны личной переписки. К примеру, в Общественной палате сравнили регистрацию в таких приложениях с получением лицензии на оружие: и там, и там это лишь служит гарантией безопасности и не нарушает права граждан.
Подробнее об этом — в нашем материале "Максим ГРИГОРЬЕВ: анонимность в Интернете нужна только преступникам".