В отношении партий имеет смысл вводить дополнительную систему "мягкой квалификации" — например, в отношении тех, которые в течение трех избирательных циклов не участвуют в выборах. Просто закрывать "спящие" партии не нужно, их можно переводить в разряд общественных организаций, считает председатель правления Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин.
Эксперт обратил внимание, что в настоящее время в России зарегистрировано около восьми десятков партий, многие из которых фактически существуют только на бумаге. В связи с чем возникает вопрос — не нужно ли сократить их число? Глава ФоРГО приводит в пример США, которые называют страной с двухпартийной системой, хотя на самом деле там как минимум пять крупных федеральных партий и около пяти десятков малых. "С учетом численности населения получается, что обеспеченность россиян партиями из расчета на тысячу человек уже выше, чем американцев", — отмечает Константин Костин в статье, опубликованной в "Известиях".
У каждой партии есть задача — получить как можно больше голосов и мандатов на выборах. Если посмотреть статистику за последние 10 лет, то четыре партии — "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" — представляют предпочтения 80-85% российских граждан. На долю малых партий остается 15-20 процентов. Однако такие партии не смогли воспользоваться своими шансами на победу в ходе выборов, пусть даже эти шансы и были небольшими, отмечает Костин.
"Тем не менее одни проигранные выборы еще не говорят о том, что партия не в состоянии осуществлять возложенную на нее общественную миссию. Кстати, в этом случае общественная миссия и практические интересы партии связаны самым тесным образом. Если партия перестанет представлять интересы своей группы, за нее перестанут голосовать, и она потеряет голоса, мандаты, влияние и в конечном счете власть. Участие в выборах для партии обязательно", — подчеркивает эксперт.
Однако даже на муниципальных выборах ни одна партия, кроме "Единой России", не выдвигает 100% кандидатов на имеющиеся вакансии. Партии, даже крупные, не мобилизует и тот факт, что при прохождении муниципального фильтра они получают право выдвижения кандидатов на губернаторских выборах. Но тем не менее, все эти партии остаются потенциальными участниками выборов. Хотя, отмечает глава ФоРГО, интерес к большому числу партий был заметен только после крушения монопартийной системы в начале 1990-х. И с тех пор он неуклонно снижался.
"На мой взгляд, имеет смысл вводить дополнительную систему "мягкой квалификации" в отношении партий, которые в течение, например, трех избирательных циклов не участвуют в выборах. Закрывать партии не нужно — можно просто переводить их в разряд общественных объединений", — полагает Константин Костин.
По его мнению, это не будет консервацией нынешней политической системы. Даже партиям парламентской оппозиции не гарантирован постоянный интерес избирателей. Тем более, что для КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" весьма актуален вопрос о смене руководства. И если они перестанут отвечать запросам россиян, то на их место придут другие партии, поскольку пустоты система не терпит.