Константин КОСТИН: большой интерес к выборам при высокой конкуренции — заблуждение

Глава ФоРГО Константин Костин

Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин считает вполне достижимой явку в 70 процентов на президентских выборах в 2018 году. По словам эксперта, самая высокая явка избирателей в нашей стране как раз на выборах главы государства. И в этом смысле Россия мало чем отличается от стран Запада.

По словам Костина, когда говорят о 70 процентах явки и 70 процентах голосов за основного кандидата, речь идет о показателях, на которые сейчас ориентируются, исходя из текущих рейтингов. Он отметил, что аргумент о большем интересе избирателей к выборам при высоком уровне конкуренции является заблуждением. Что, например, продемонстрировала недавняя президентская кампания в США, где про отсутствие конкуренции едва ли кто решится сказать, а вот явка избирателей была "не очень" — 55,3 процента.

"Основным фактором, влияющим на явку, является уровень выборов. Есть еще и политическая традиция. Как, например, во Франции, где действительно высокий процент политического участия, даже на местных выборах. А так закономерность всегда одна: чем выше уровень выборов, тем выше явка", — сказал Константин Костин в интервью "Газете.ру".

По его мнению, на повышение явки на президентских выборах в 2018 году могут сыграть также решение вопроса с открепительными удостоверениями, что прибавит 1 — 1,5 процента, а также проведение избирательными комиссиями "нормальной разъяснительной работы", что добавит еще два процента, а также таргетированная работа с группами избирателей, той же молодежью.

При этом Константин Костин подчеркнул, что ставка на административный ресурс — в смысле повышения явки — себя не оправдывает. "Те, кто рассчитывает только на админресурс, должны учитывать издержки, в первую очередь репутационные и правовые, а также рост протестного голосования и испорченных бюллетеней", — подчеркнул эксперт. По словам которого, "различные, вполне корректные технологические шаги могут добавить пять — семь процентов".

Глава ФоРГО считает, что альтернативность или безальтернативность на выборах — очень условный вопрос. "Да, если участвует Владимир Путин, то это референдумный сценарий. Но у остальных участников выборов есть свои цели, за которые они будут бороться. Коммунистам важно второе место и звание главной оппозиционной силы. А если кандидатом станет не Зюганов, а кто-то другой, то у лидера ЛДПР появится реальная возможность потеснить кандидата от КПРФ", — полагает он.

Константин Костин считает необоснованными упреки в адрес парламентской оппозиции относительно того, что она "не критикует Путина". По его словам, оппозиционные партии стремятся не допустить раскола в своих рядах. "Ведь многие из людей, голосовавшие за парламентскую оппозицию, готовы и хотят видеть президентом России Владимира Путина. Поверьте, была бы другая ситуация с уровнем поддержки главы государства, они бы и вели себя по-другому", — сказал эксперт.

Ничего плохого в референдумном сценарии на выборах он не видит. "Что плохого в том, что есть лидер, который пользуется такой поддержкой? Это же дает нам шанс, время достроить институты и провести важные реформы. Почему Америке повезло с Рузвельтом? В чем истоки доверия к нему? В том, что он предложил модель выхода страны из кризиса. Кстати, в США количество президентских сроков ограничили после него", — отметил глава ФоРГО. А вот выборы в 2024 году, по его мнению, пройдут уже по другому сценарию. "Настроение, нерв, коллективная эмоция — все будет уже другим", — считает эксперт.

По его мнению, главным посылом нового "плана Путина" на президентских выборах станет в первую очередь благосостояние, среда обитания, качество и уровень жизни. "Как люди живут сейчас и что будет через 10 лет. Важен этот образ. От глобального взгляда на будущее страны до проекции на повседневную жизнь каждого человека", — сказал эксперт.

Константин Костин отметил, что за прошедшие 17 лет в нашей стране произошло достаточно много изменений, в том числе радикальных. Это укрепление федерализма, равноудаление олигархов, экономические реформы, развитие политической системы — за каждым из этих понятий стоит колоссальный объем работы. В то же время нужно понимать, что Россия большая и сложно структурированная страна. Представьте, что произошло бы с государством, если бы в один день была уволена вся полиция, как в четырехмиллионной Грузии. Коллапс. Возможно, в силу традиций, размеров, ментальности Россия — страна медленных изменений. Но они идут постоянно", — подчеркнул глава ФоРГО.