Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин в интервью изданию "ФедералПресс" оценил результаты единого дня голосования 18 сентября.
По его словам, победа "Единой России" была ожидаемой — неожиданным был результат партии на выборах в Госдуму.
"ЕР" смогла очень достойно выступить и по партийному списку и в одномандатных округах: в ходе кампании обсуждалось, что в 170-180 одномандатных округах единороссы выглядят фаворитами, но они взяли 203 округа, причем выигрывали у сильных политиков", — сказал глава ФоРГО.
О причинах успеха единороссов
На самом деле, скажу вам как технолог, иногда практикующий: работа на улице становится основным способом, основным методом, основным инструментом, который мотивирует избирателя голосовать за того или иного кандидата. Это касается как партии власти, так и оппозиции.
"Единая Россия" начала свою кампанию заранее, она активно использовала май-июнь, доотпускной период. И помимо обновления депутатского корпуса, помимо того, что список кандидатов был фактически согласован с гражданами, крайне важно, что победившие на предварительном голосовании кандидаты получили необходимый уровень известности у своих избирателей.
О неудаче КПРФ
Здесь несколько причин — идеологические и технологические. Это и поздний старт, и достаточно фрагментарно представленная программа, и слабая политическая реклама — это все в полной мере относится и к коммунистам. Коммунисты говорят избирателям: "Мы знаем, мы сможем", — но что именно они знают и что они смогут, не конкретизируется.
У коммунистов все сбивалось: с одной стороны, они драматизировали кампанию опасностью внешнего давления и активизацией пятой колонны, с другой — ставили ролики, в которых то дети в своих сочинениях фантазировали о том, каким должно быть будущее страны, то космонавтов пытались использовать. Мне сложно понять, зачем: на современном уровне медиапотребления такого уровня реклама смотрится как отголосок 90-х.
Есть еще идеологическая проблема, она связана с программой: почему не было четкого месседжа? За что, собственно, агитируем?
О достижениях ЛДПР
Здесь тоже есть несколько причин. Во-первых, яркий лидер, который достаточно тонко чувствует базовый электорат партии (даже потенциальный электорат), и очень профессионально выстраивает коммуникации. Они четко встроились в рамки крымского консенсуса: мы даже увидели ролики, что, оказывается, 20 лет в Крыму, когда он был в составе Украины, была подпольная ячейка ЛДПР.
Во-вторых, идеология ЛДПР — это такое причудливое сочетание патриотизма, социальных гарантий и умеренного национализма. Соответственно, на каждый из этих пунктов есть свой избиратель.
О результате "Справедливой России"
Для "Справедливой России", учитывая тот кризис, который она прошла за последние пять лет (раскол, уход достаточно знаковых людей, электоральная яма в течение двух лет), — это результат. Партия сумела выбраться из кризиса, она подтвердила свой статус большой политической машины и показала, что имеет необходимое количество сторонников для того, чтобы находиться в Государственной думе.
О провале "Яблока"
Надо было исходить из того, что во всех городах-миллионниках явка ниже, чем в целом по стране, но все равно там надо было работать — это основной электорат "Яблока". Я этой работы не заметил, хотя следил очень внимательно. Плюс ко всему политическая реклама партии "Яблоко" — это же ужас: какое-то новое "Яблоко", и почему не старое "Яблоко"? Более-менее они попали в аудиторию с роликом про ручку. Конечно, их ошибка — выход из крымского консенсуса.
О легитимности выборов
Давайте исходить из фактов: большинство наблюдателей, работавших в России, никаких существенных претензий не предъявили: они сказали, что выборы открытые, что все процедуры соответствуют демократическим нормам и правилам. Соединенные Штаты и Евросоюз (естественно, с оговоркой по Крыму) признали наши выборы открытыми и демократичными. Поэтому я могу сказать, что это удалось сделать.
Плюс ко всему очень активная позиция ЦИК: по работе с нарушениями на девяти участках результаты голосования уже отменены (только давайте не будем забывать, что на девяти из девяноста тысяч — понятно, что на результаты это никак, даже на уровне регионов, где это произошло, не повлияет). Все это намного меньше процента.
О малых партиях
Все-таки 70 партий — это перебор. Исходя из маркетинговой теории, которая, как я считаю, и к политике имеет отношение, избыточный выбор — это то же самое, что и отсутствие выбора. Грубо говоря: избыток товаров одной категории — это то же самое, если бы там стоял один. Когда пять-десять товаров, у покупателя есть достаточно времени, чтобы про каждую марку собрать информацию, когда их 30-50 — покупатель не успевает и теряется, и это затрудняет выбор и искажает его. Здесь не должно быть какой-то заданности, политическая система должна быть гибкой, реагировать на запросы общества, на появление новых социальных групп.
Шансы были даны всем. У всех была возможность в ходе этой кампании обратиться к своим избирателям, предложить пути решения проблем, которые есть у страны. Можно было критиковать кого угодно и как угодно — все дебаты транслировались без купюр. Все показали себя во всей красе. Но… Результаты есть, и они очень хорошо показывают политические предпочтения граждан России.
Об имидже новой Госдумы
Что всерьез повлияет и изменит имидж парламента, и будет формировать повестку и основные дискуссии, так это депутаты-одномандатники, не взирая на их партийную принадлежность. Потому что они, помимо того, что представляют партии, представляют еще и граждан субъектов и региональные элиты. У них в этом смысле больше обязательств, потому что на уровне одномандатного округа по сути заключается контракт с избирателями: люди голосуют за тех, кто готов решать их проблемы. Это очень высокая ответственность.