До очередного Единого дня голосования осталось не так уж и много времени. За три месяца политическим партиям нужно воодушевить избирателей и активизировать своих сторонников. Но в КПРФ, по-видимому, не знают, как это сделать. Вместо того чтобы поддерживать своих кандидатов в регионах, центральное руководство лишь делает вид, что озабочено поиском преемника председателя КПРФ Геннадия Зюганова.
Да и сам будущий юбиляр (26 июня Геннадию Андреевичу исполняется 70 лет) пока не торопится уступать свое место кому бы то ни было. Об этом говорит, например, очередная попытка бессменного вождя коммунистов увековечить себя при жизни в формате второго издания книги «Геннадий Зюганов».
Между тем, именно кадровая проблема и отсутствие технологических новаций в тактике коммунистов являются для КПРФ самыми острыми нерешенными вопросами, считают эксперты. В партии отсутствует даже понятие о ротации и обновлении. В этом смысле справедливо замечание профессора Высшей школы экономики Олега Матвейчева о том, что КПРФ напоминает КПСС.
«Это не современная динамичная партия, соответствующая XXI веку, а реликт КПСС. С той же маниакальной жадностью люди цепляются за власть, та же геронтократия, тот же механизм принятия решений, то же недоверие и нежелание смотреть на что-то новое, - пояснил политолог. - И, самое главное, то же желание пользоваться плодами предшествующих поколений: «мы знаем, что у нас есть свои 15-20%, будем сидеть на них и больше нам ничего не надо».
Читайте также: КПРФ в резервации: так удобнее
Матвейчев уверен, что, по-хорошему, Зюганов сам должен бы подумать о своей замене. При этом политолог обратил внимание, что династийный вариант смены власти является не самым лучшим в этой ситуации. «Давно пора выводить в поле преемника. Но не так как сейчас возник его внук (на выборах в Мосгордуму - ред.). Это просто позор», - считает эксперт.
Вопреки здравому смыслу лидер коммунистов отказывается считаться с реальностью. Региональные победы не поддерживаются из центра, и, по сути, отсутствует комплексная подготовка к выборной кампании. «В регионах у компартии есть молодежь, но о них никто не знает. Их надо выводить на центральные каналы. Но Зюганову удобно, чтобы они не делали партийную карьеру и не составляли ему конкуренцию», - считает Матвейчев.
Еще одна проблема компартии, тесно связанная с первой, - это технологическое отставание. «В КПРФ не осваивают новые технологии работы с людьми. У них есть иллюзии о существовании партийных ячеек внизу, но это не так. Я имел возможность на многих выборах это наблюдать, актива как такового нет», - заметил Матвейчев.
Кроме того, по словам политолога, у КПРФ нет «экспертного ядра». «Есть левые публицисты, но они совершенно не связаны с КПРФ. Более того, они, как правило, негативно относятся к Зюганову. Таким образом, КПРФ не задают тему, дискурс, повестку дня. Наконец, они не имеют навыков работы в соцсетях, а сейчас у нас весь электорат сместился в социальные сети», - перечислил профессор ВШЭ.
О том, что популярность КПРФ в народе падает, указывают не только результаты выборов и данные соцопросов, но и утрата уличного ресурса поддержки. Если раньше на акции коммунистов собирались толпы людей, то сейчас россияне с большим энтузиазмом идут на мероприятия в поддержку курса власти или предложенные властью. К тому же власть в лице президента Владимира Путина и партии «Единая Россия» активно осуществляет политику, направленную на удовлетворение запроса общества на социальную справедливость, о которой КПРФ только рассуждает. В итоге избиратели отдают свои голоса тому, кто делает, а не говорит.
Отбирают голоса у КПРФ и партии-новички левого толка, которые предлагают гражданам более ясную и конкретную программу. При таких условиях единственное, что может изменить расстановку политических сил для КПРФ, это кардинальное обновление.