Строители СССР заложили непрочно его фундамент или же причины распада империи иные? И почему на территории бывшего союза не все эти годы не утихают межэтнические конфикты? На эти и другие вопросы Pravda.Ru ответил главный редактор Информационно-аналитическое издание "Геополитика", политолог Леонид Савин.
— Нынешние войны и конфликты, происходящие на территории бывшего Советского Союза, можно ли их считать ошибкой наших советских вождей Ленина и Сталина, как своеобразную расплату за расчленение империи?
— Тут надо скорее так нужно подходить к вопросу: насколько сильна политическая власть в системе государств, либо в стране. Например, те же США не имеют таких проблем на протяжении со времен гражданской войны, у них все закончилось. Наоборот, они продолжали экспансию, захватывали другие регионы, установили свое доминирование практически по всему миру. Тем не менее, внутренние конфликты заложены и в Америке, это едеративное устройство, и, собственно говоря, недовольство многих граждан системой, которая сложилась в последние годы. Но военно-политический аппарат и полицейский аппарат позволяют поддерживать эту власть последние годы. Это скорее всего вопрос именно к суверенности правителя, то есть, готов ли он принимать решение в чрезвычайных обстоятельствах. И, естественно, такие политические инструменты, как экономика и военная сила.
— Не кажется ли вам, что, в момент образования СССР, под его принципом административно-территориального деления была заложена некая "бомба": при распаде основного государства в дальнейшем будут распадаться и его остатки. Посмотрите, словно пошла цепная реакция: Молдавская ССР, Украинская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Чечено-Ингушская АССР?
— Дело в том, что эффект домино всегда может присутствовать при распаде какого-то крупного образования, это на примере Югославии мы видели. Но с другой стороны, когда распадается держава, есть возможность ее обратного сбора, например, специалисты из разведывательно-аналитического центра "Страсфорш" считают, что Россия имеет такой уникальный феномен, она своего рода сжимается и расширяется время от времени, пульсирует. При Иване Грозном расширилась, потом сжалась, опять расширяется, поглощает соседние страны, потом опять сжимается, сейчас мы находимся на очередном периоде возможного расширения русской империи, как они считают.
— Если говорить более глобально. Человечество беспрерывно ведет войны. Можно сказать, что если ранее войны были захватнические, религиозные, идеологические, то теперь им на смену пришли войны по национальному признаку? Этнический аспект становится более значимым?
— Дело в том, что национализм может быть как гражданский, так и этнический. Этничность сама никуда не исчезает, она всегда остается, религия тоже остается. Даже есть такое понятие, как светская теократия, которой, кстати, следуют США, и упирая на эту светскую теократию, они пытаются проводить политические интересы во всех уголках нашей планеты. Собственно говоря, теорий причин конфликтов существуют, наверное, около полусотни, и все они имеют шанс на существование. В одном регионе это может быть избыток протеина у мужских особей, как некоторые биологи пишут в своих исследованиях, в других регионах это может быть нехватка ресурсов, из-за чего население стремится покорить соседние районы, и получить, собственно, жизненно необходимое благо для себя. А в последнее время это, естественно, определенные манипуляции транснациональных элит, либо каких-то закрытых политических клубов, которые пытаются установить передел мирового политического поля.
Читайте также:
Может ли ЕАЭС превратиться в СССР?
Леонид Поляков: Американская империя действительно может сойти со сцены
Михаил Александров: Западные политики очень напоминают троцкистов
Сколько "нянек" у национального вопроса
Досым Сатпаев: Украинский конфликт привел к трещине в многовекторной политике Астаны