События на Украине развиваются стремительно и совсем не в пользу благоприятных отношений с Россией. Под давлением оппозиционных партий Верховная Рада уже отменила закон о региональном статусе не украинского языка, фактически поставив русский вне закона. Ранее прозвучали предложения запретить в стране вещание русскоязычных каналов. Тем временем, накануне мэр Севастополя подал в оставку, а митингующие жители города избрали новым градоначальником российского бизнесмена Алексея Чалого.
Генерал-майор ФСБ РФ в отставке Евгений Лобачев рассказал Pravda.Ru о том, какие действия может предпринять Россия в связи с данной ситуацией.
— Какие меры может использовать РФ в отношении Украины?
С моей точки зрения, единственные меры воздействия, которые могут быть — это экономические. Никаких иных мер мы применить не можем. Не потому, что у нас нет сил, а потому, что существует международное право. Украина это пока еще самостоятельное государство. Пусть оно братское, какое угодно, но, до тех пор, пока с их стороны нет военных действий в нашем отношении, к нашим территориям, к нашим гражданам, мы ничего сделать не можем.
Во-первых, сейчас существует единственная мера воздействия, это непредоставление экономической помощи, о которой было оговорено еще с прежним президентом. Во-вторых, цена на газ и вообще его наличие. В-третьих, мы имеем право закрыть границу для той страны. Все остальное будет вне правового поля.
Но если только с той стороны попытаются каким-то способом воздействовать на наших, напасть, короче говоря, тогда есть способы воздействия какие угодно, и, прежде всего, конечно, десант.
— Есть ли у нас там какая-то агентурная сеть?
Разумеется есть, было и будет. Дело в том, что эта самая агентурная сеть попросту это наши помощники. Но это единичные люди, они могут донести информацию, могут совершить диверсию, если уж очень прижмет, только какую, где и для чего? В общем, надежда только на то, что проснется здравый смысл у самих украинцев.
Естественно, мы надеемся и можем надеяться только на восточную и южную часть, то есть Крым и промышленные районы. Но они что-то очень медленно просыпаются, они дождались до тех пор, что на них стали нападать, их стали убивать, а сами-то ничего толком не делают. Вот они только-только сейчас, когда уже сотни людей пострадали, когда фактически разогнали милицию, вот у них только сейчас начинается самооборона. Это делать раньше надо было.
И вообще, самая главная претензия, которую можно предъявить к бывшему президенту и правительству — это то, что они дождались того, что сейчас происходит. Это раньше надо было пулеметами встречать эту сволочь, которая там, на Майдане изображает из себя какую-то протестующую зону, а теперь это уже бесполезно. Теперь это долго будет кровавый, тяжелый и очень ненадежный путь. Скорее всего, Украина разделится на две части. Мы-то там не имеем права участвовать никак, и я полагаю, что наши и не будут участвовать до тех пор, пока с той стороны не попросят помощи. Вот только кто будет просить помощи?
— Как поддержать тех, кто водружает на мэриях российский флаг, как это произошло в Керчи, Севастополе?
Только силой, но если с той стороны попросят помощи. Та же администрация Керчи, администрация Севастополя. Вот тогда у нас появится не просто моральное, а международное право ввести войска. И мне почему-то кажется, что мы это сделаем, но уверенности, опять-таки, никакой нет.