Леонид Поляков: Уход Рыжкова из РПР-ПАРНАС был ожидаемым

В субботу один из основателей РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков заявил о выходе из партии. Он также сообщил, что не исключает создания новой партии.

"Я и 15 членов политсовета выходим из партии. Причиной стало внесение на заседании политсовета резолюций, несогласованных ранее", - сказал Рыжков.

Речь идет о том, что несмотря на достигнутые после начала кризиса РПР-ПАРНАС договоренности политсовет начал рассматривать освобождение Рыжкова от должности и избрании вместо него Константина Мерзликина - человека двух других сопредседателей Бориса Немцова и Михаил Касьянова. Кроме того, были внесены предложения осудить команду Рыжкова за нанесение политического ущерба ПАРНАС.

Напомним, о разногласиях внутри партии было известно уже давно. Очевидны они стали летом 2013 года, когда Немцов и Касьянов настояли на выдвижении Алексея Навального от РПР-ПАРНАС в качестве кандидата на выборах мэра Москвы.

О дальнейших перспективах Владимира Рыжкова как политика, а также покинутого им и его сторонниками ПАРНАСа "Правда.Ру" побеседовала с заведующим кафедрой общей политологии НИУ-ВШЭ Леонидом Поляковым.

- Мне кажется, с самого начала вхождение Рыжкова в этот блок было сомнительным, хотя технологически оно было оправданным. В этом радикально-либеральном фронте, где особенно выделяется Немцов своей бескомпромиссностью и недоговороспособностью, именно Рыжков расценивался властью как человек, с которым можно иметь дело.

Хотя, конечно, биографии и того, и другого впечатляющие - оба работали на самых высоких уровнях - именно Рыжков сумел позиционировать себя в истеблишменте как человек, с котором можно иметь дело. Поэтому я всегда воспринимал его в этой компании как средство давления и своего рода "предложение руки". Мол, если вы хотите, чтобы накал этой бескомпромиссности снижался, то я тот человек, с которм это можно обсуждать.

Неслучайно его приглашали на встречу с президентом в Валдайском клубе.

Разумеется, его партнеры чувствовали, что это не тот бескомпромиссный человек, который будет идти до конца. Так что уход Рыжкова понятен, и если он будет восстанавливать, скажем, Республиканскую партию - это тоже очевидно.

- На ваш взгляд, какие перспективы у этой партии - если она, конечно, будет создана.

- Я думаю, Рыжков претендует на позицию лидера умеренных либералов. Оии продолжают оставаться в оппозиции, оно продолжают оставаться критиками, но тем не менее это люди, которые готовы работать, готовы участвовать в выборах в региональные парламенты и в выборах 2017 года в Госдуму.

Я думаю, что и Рыжков понимает - сегодня это его последний шанс.  Если за это 2,5 года он ничего не сумеет сделать, то его карьера закроется.

Стратегически он поступает правильно. Конечно, там у него много конкурентов. Это и Прохоров, и Явлинский. Но мне кажется, что раз Рыжков принят в "высшем обществе", он рассчитывает, что за ним зарезервирована позиция лидера умеренных либералов.

- А что ждет ПАРНАС?

- ПАРНАС удет продолжать маргинализироваться. Там остаются лидеры, которые будут продолжать песню про "кровавый режим". Их место все же скорее на улице, нежели в партийной системе.